-Особенность при поступлении в вуз не в том, какой он имеет профиль, а на каких условиях идет прием. Уже три года в ходе эксперимента он осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Положением о проведении единого государственного экзамена впервые в истории приема в вузы предусмотрена возможность заочного участия в конкурсе при поступлении. Абитуриент может положить в конверт копию необходимых документов (свидетельство о результатах ЕГЭ, аттестат об образовании и заявление), направить их заказным письмом в один или несколько вузов, и он будет допущен для участия в конкурсе по тем специальностям, которые указал в своем заявлении. Особая ситуация и на этапе эксперимента, и после введения ЕГЭ в штатный режим останется с вузами, готовящими по специальностям в областях культуры, искусства, физического воспитания и спорта, высшими военными учебными заведениями и Министерства внутренних дел. В одних как проводился, так и будет проводиться творческий конкурс, в других - профессиональный отбор на основе психологических тестов. Во всех остальных случаях прием в вузы будет осуществляться по результатам сдачи вступительных экзаменов по общеобразовательным предметам.

К нам поступают предложения вузов насчет увеличения возможностей для отбора и приема в вузы талантливых ребят из отдаленных районов. В связи с этим хотелось бы сказать, что параллельно с введением единого госэкзамена расширяется система проведения региональных олимпиад и профессиональных конкурсов. Министерство образования придает большое значение этой системе. Олимпиады будут проводиться органами управления образованием совместно с советами ректоров субъектов Российской Федерации, и победители по каждому из общеобразовательных предметов смогут поступать без экзаменов в любое высшее учебное заведение субъекта Федерации без экзаменов. Особая ситуация в Москве и Санкт-Петербурге, но не потому, что это первая и вторая столицы, а из-за большого числа выпускников в этих городах.

- А как же призвание?..

- Эта проблема стоит и перед другими ведомственными вузами. Но Минюст, который регистрирует порядок приема в вузы как Министерства образования, так и, скажем, Министерства внутренних дел, не пропускает моментов, связанных с делением абитуриентов по наличию или отсутствию у них призвания к какой-либо профессии. Если при поступлении на отдельные специальности в вузах существуют ограничения, налицо нарушение Конституции РФ в части, касающейся получения высшего образования. Могут быть наложены определенные ограничения на занятие конкретной должности, но не на право получения образования. Что же касается отбора абитуриентов в вузы «силовых» ведомств по критерию физических данных, то необходимость выполнения определенных нормативов - одно из условий участия в конкурсе в данных учебных заведениях помимо ЕГЭ.

- Какая форма проверки абитуриента на профпригодность возможна в педвузах?

- Какое бы то ни было дополнительное испытание для отбора будущих педагогов становится теперь невозможно. По крайней мере мы не получали никаких предложений от вузов по этому поводу. Но в любом случае Управление контроля качества общего образования, в чьей компетенции этот вопрос находится, не может разрешить вузу дополнительно проводить испытания, потому что мы должны руководствоваться Положением о проведении единого государственного экзамена, где ничего подобного не предусмотрено.

- И даже собеседование?

- Насчет собеседования хочется спросить: а что оно, собственно, дает? Если вы его не прошли, вас что, не допускают до конкурса? Если да, тогда это является ограничением прав на получение высшего образования. Вы можете не работать педагогом, но по каким-то причинам запретить получить вам высшее, в том числе и педагогическое образование не может никто. В Конституции РФ это черным по белому написано.

- Не считаете ли вы, что ЕГЭ открывает дорогу в педагогический вуз не только людям, идущим сюда по своим убеждениям, любящим детей, продолжающим семейную традицию, но и случайным?

- Всегда была и сейчас есть категория граждан, которые поступают в вуз лишь бы поступить. С введением ЕГЭ выпускник может послать результаты ЕГЭ как в педагогический, так технический вуз, у него появляются расширенные возможности для поступления. Именно поэтому человек, как мне представляется, более осознанно подходит к выбору профессии и получает ее, ориентируясь на дальнейшую работу по конкретной специальности. Я думаю, что с каждым годом будет все меньше и меньше ребят, которые выбирают образование, в том числе и педагогическое, только для того, чтобы заполучить «корочку».

- Ваше мнение насчет повышения качества педобразования с точки зрения приема абитуриентов.

- Следует проводить профориентационную работу в школах, лицеях, гимназиях, колледжах. Конечно, эта проблема к проведению ЕГЭ не имеет прямого отношения, но суть дела от этого не меняется. В вузы, действительно, должны приходить психологически и в какой-то степени профессионально подготовленные люди. Для этого руководство высшего учебного заведения, по моему мнению, должно разработать, утвердить и, самое главное, реализовать программу довузовской подготовки учащихся общеобразовательных школ и средних специальных заведений, как это во многих вузах и делается. И дело не в подготовительных курсах, где порой идет натаскивание абитуриентов на задания, которые встречаются в билетах конкретного вуза при вступительных испытаниях. С введением ЕГЭ необходимость в учебе на такого рода курсах отпадет, и вуз должен направить свои усилия на профессиональный отбор и агитацию среди абитуриентов на поступление на специальности своего вуза, пытаться проводить конкурсы, направленные на отбор талантливых ребят, например, как это делает по техническим наукам МГТУ имени Баумана. Уже несколько лет он проводит конкурс «Шаг в будущее», в этом году принято решение о проведении его почти во всех субъектах Федерации.

Бывает так, что человек талантлив, но на ЕГЭ он не может набрать высоких баллов, зато может показать, на что он способен во время профессиональных конкурсов. Они вполне могут быть проведены и среди будущих педагогов. Над этим педагогическому сообществу и руководству педвузов нужно подумать. Но только этот конкурс должен быть объективным, чтобы широкой общественности, в том числе и педагогической, было понятно, почему побеждают одни, а не другие. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов работу со школами и руководством общеобразовательных учреждений по повышению престижа учительской профессии в обществе.