Кроме того, в этом году университет отмечает свой 65-летний юбилей. Так уж вышло, что конференция получилась не просто всероссийской, а международной - на нее приехали даже гости из Болгарии.

В поисках идеала

Каким должен быть идеальный учитель? Об этом рассуждали еще с незапамятных времен. В далеком XVI веке, к примеру, среди многочисленных требований было и такое: «во всем представлять образец для подражания, чтобы ученики были как учитель их». Один из видных педагогов XVIII века Х.А. Чеботарев писал: «чтобы сами знали основательно и совершенно искусны были в том, чему других учить собираются, чтоб имели дар и способность преподаваемую ими науку толковать ясно и внятно». Сегодня же, по мнению ректора ТГПУ Надежды Шайденко, в большинстве вузов «отсутствует сколько-нибудь определенная модель учителя, то есть тот реальный образ, которому должны соответствовать по окончании института реально обучаемые студенты». Под руководством Надежды Анатольевны в университете разработана оригинальная технология контроля качества, умений и навыков студентов, ее суть - в комплексной проверке готовности к профессиональной деятельности будущих учителей, а не просто выявление у них набора теоретических знаний, которыми они абсолютно не владеют на практике, не умеют и не знают, как преподнести информацию школьникам. Преподаватели ТГПУ предлагают студентам новые по характеру, содержанию и структуре контрольные задания, чтобы выявить: есть ли у их подопечных общепрофессиональные педагогические знания, умения и навыки.

Каким должен быть современный учитель, пожалуй, наиболее образно и ярко ответила Ольга Заславская, профессор Института педагогических инноваций РАО:

- Антон Макаренко имея в виду учительство России в первые советские годы, писал: «Нам не надо 40 тысяч талантов, нам нужно 40 тысяч мастеров». Сегодня, в первые годы нового тысячелетия, нам нужны талантливые мастера. Мастерство учителя определяется уровнем его профессиональной культуры, пониманием внутреннего устройства учебно-воспитательного процесса, знанием всей системы закономерностей, которые лежат в основе «взращивания», воспитания личности. Профессиональная культура питает педагогическое творчество, обеспечивает внутреннюю свободу личности учителя. Укрепляет профессиональное сообщество и делает возможным те преобразования, которых ждет общество от школы. В связи с этим нужно по-новому организовывать работу ИПК.

Поэтому главное, считает Ольга Владимировна, - изменение принципов отбора содержания образования, которое получают слушатели в процессе курсовой подготовки. ИПК существуют в едином образовательном пространстве с вузами. Какова же их задача?

- Только не в повторении ранее изученного, - считает Ольга Владимировна, - не в передаче чужого опыта. - Вузы обязаны научить будущего учителя, условно говоря, «букварю» педагогики, задача системы ИПК - привить культуру чтения педагогических текстов, их понимания и творческого осмысления.

Сегодняшний подход я назвала бы методическим, продолжает Заславская, в центре внимания учителя находятся частные вопросы современной методики преподавания предмета, описание и характеристика успешного опыта, работа с последними директивными документами. - На мой взгляд, - говорит Ольга Владимировна, - гораздо важнее и эффективнее в смысле формирования профессиональной культуры педагога, особенно молодого, такой подход к отбору содержания образования, который можно назвать «культурологическим», причем в качестве компонента культуры здесь выступает теория обучения и воспитания школьников, основы психологии развития личности ребенка средствами воспитания. - В содержание учебных занятий на курсах повышения квалификации прежде всего должны войти наиболее общие закономерности учебно-воспитательного процесса, анализ его внутреннего устройства, логика методического отбора, а не возможные многочисленные варианты. Особое значение такой подход имеет, когда речь идет о повышении квалификации молодого учителя, процесс формирования профессиональной позиции и профессионального мировоззрения которого еще только начинается. Ольга Владимировна подчеркнула, что образование взрослых -это еще один стимул к жизнедеятельности.

На курсах повышения особенно важны индивидуальные программы обучения, они должны строиться на партнерских началах. Учитель должен себя чувствовать не работником образования, а деятелем культуры. Поэтому так важно гармоничное развитие его личности.

Трудности роста

На конференции немало говорилось, что выпускнику педвуза не так-то легко адаптироваться к школе. Некоторых преследует неуверенность в своих собственных силах, кому-то очень трудно освоиться в среде, как правило, немолодых уже учителей. Есть и еще одна любопытная закономерность, о которой говорили на конференции специалисты: молодой учитель, оказавшись после вуза в школе, старается применить на практике все то, чему его учили - новые приемы и методы работы. Но очень скоро замечает: все эти новинки сильно раздражают его старших коллег, некоторые молодые специалисты и вовсе сталкиваются с полным непониманием. И тут новоиспеченного учителя точно озаряет: и чего я мучаюсь. Ведь работать по старинке, как все, намного легче и проще, времени на подготовку к уроку почти не требуется. И постепенно такой специалист «сползает» на те методы, которые были в ходу еще десять лет назад. Интересно, что с таким явлением сталкиваются не только наши педагоги, но и зарубежные, называя его «рецидивной методикой».

Да здравствуют амбиции!

Участники конференции к вхождению нашей страны в Болонский процесс отнеслись далеко не однозначно. Еще бы! Ведь 90 процентов выпускников педвузов имеют квалификацию «учитель», статус же бакалавра в школе до сих пор не определен и размыт. Вряд ли директор учебного заведения с большой радостью возьмет к себе молодого специалиста, в дипломе которого будет значиться «бакалавр».

- Мы не застрахованы от того, что, вступив в Болонский процесс, еще будем кусать локти , - открыто заявил Дмитрий Забродин, - ведь скорее всего нам придется работать по чужим, а не по своим стандартам. Вряд ли нам стоит отказываться от тех богатых традиций российского педобразования, которые нами накоплены в течение двух столетий.

- Кто возьмет на себя ответственность сказать, что, предположим, через пять лет не будет учителя, а лишь бакалавры и магистры? - с таким риторическим вопросом обратилась к участникам конференции профессор МПГУ, начальник УМО по специальностям педобразования Людмила Трубина.

Людмила Александровна обеспокоена также проблемой сокращения перечня педагогических специальностей, их пришлось уменьшить на одну треть.

- Мы потеряли подготовку психологов для средних педзаведений, кроме того, педвузы лишены теперь возможности готовить учителей по экономике. Нам заявили, что в школу придут специалисты, закончившие экономические факультеты классических университетов. В МГУ на факультете экономики, к примеру, нам заявили, что у них не готовили и не собираются готовить выпускников для работы в школе. Такая же ситуация с учителями экологии, хотя мы постоянно твердим, что школа должна быть пронизана экологическим воспитанием. Благо нам удалось отстоять подготовку учителей физкультуры - иначе чем бы занимались более чем 100 кафедр физического воспитания в педвузах - и специальность «учитель права». Идет также противостояние двух подходов к педобразованию - фундаментальной научной подготовки и практико-ориентированной.

- Получается так, что выпускников педвузов зачастую обвиняют в университетских амбициях. Мол, именно из-за этого они не хотят идти работать в школу, - говорит Людмила Александровна. - Но чему же может научить педагог, особенно в профильной школе, если сам глубоко не владеет предметом? Но это не значит, что вуз должен быть далек от жизни. И абсолютно недопустимо, что молодому специалисту, только что закончившему университет, приходится идти на курсы повышения квалификации. Азы профессионального мастерства молодой учитель должен получать еще во время педпрактики. К примеру, в Туле, как и в МПГУ, студенты выпускных курсов работают в школе стажерами.

- В Москве еще в середине 80-х годов сложилась практика, - продолжила Людмила Александровна, - когда на пятом курсе наши студенты весь год работали в школах, при этом не прекращая теоретические занятия.

Профессор Наталья Горлова из Московского городского педагогического университета в своем выступлении обратила внимание на подготовку учителя нового типа, при этом отметив, что сегодня требования к учителю явно завышены. А в результате педагог находится в состоянии постоянной эмоциональной перегрузки. Наталья Алексеевна также подчеркнула, что стандарты третьего поколения должны быть ориентированы на детей, на особенности их психофизиологического развития. Кроме того, необходима инвариантная модель стандартов.

На распутье...

На конференции была отдельно поднята проблема подготовки учителя начальных классов. Программа на факультетах начальных классов, по мнению специалистов, слишком перегружена и затеоретизирована, в то время как выпускники не владеют многими практическими навыками, к примеру, грамотностью.

- Вообще в последние годы значительно увеличился объем функциональных обязанностей учителя начальных классов, - отметила в своем выступлении заведующая кафедрой методики и педагогики начального образования Московского городского педуниверситета Любовь Стойлова, - к традиционным видам деятельности добавились такие, как диагностическая и коррекционно - развивающая. Подготовка учителя, который мог бы успешно выполнять все эти обязанности, возможна только в вузе, делает вывод Любовь Петровна. Но это вовсе не отменяет существование педколледжей.

- Один из путей решения данной проблемы - создание комплекса «университетский педколледж - университет», -считает Любовь Петровна. - Благодаря ему появляется возможность не только большего влияния университета на качество профессиональной подготовки кадров для начальной школы в колледже, но и продуманной системы образования учителя в университете. Факультет начальных классов Московского городского педагогического университета (МГПУ), лаборатория проблем двухступенчатой подготовки учителей начальных классов в системе «педколледж - университет» видят эти возможности прежде всего в создании интегрированной образовательной программы, включающей сопряженные учебные планы, учебные программы, программы учебных и педагогических практик, программы Государственной итоговой аттестации. Главное назначение такой программы - создание условий для непрерывного профессионального образования учителя начальных классов.

Своя интересная практика по подготовке учителей иностранного языка есть в Туле. Оказалось, что будущий учитель иностранного получает базовую педагогическую подготовку в течение трех лет в педколледже, а затем поступает на заочное отделение ТГПУ на специальность «учитель иностранного», где в течение следующих трех лет получает высшее педагогическое образование. При этом педколлективы колледжа ТПК № 1 и педуниверситета находятся в тесном взаимодействии, выпускнику колледжа обеспечивается плавный переход на заочное отделение университета. Особую роль в программе подготовки отводят непрерывной педагогической практике. Для студентов заочного отделения, выпускников педколледжа практика проводится в течение всех трех лет. Студент-заочник работает в школе, профессиональном училище или колледже учителем английского языка, будучи к тому же еще и классным руководителем. Студента-практиканта курируют три педагога-наставника во время непрерывной педагогической практики - специалист кафедры педагогики, методист-предметник и преподаватель кафедры психологии образования.

А судьи кто?

Каким будет учитель, согласитесь, во многом зависит от того, с каким преподавателем столкнется он в вузе. К сожалению, по мнению профессора Дмитрия Забродина, «анализ профессиональной подготовки учителя показывает, что многие из преподавателей педвузов плохо знают проблемы современных образовательных учреждений, слабо владеют инновационными технологиям обучения детей».

В то же время, говоря о практико-ориентированном подходе в обучении молодого учителя, нельзя забывать, что овладение профессиональным мастерством невозможно без педагогической науки. Без ее достижений современная школа немыслима. К сожалению, не всегда получается, чтобы педагогическая идея превратилась в педагогическую реальность.

- Решение вопроса, - считает Ольга Владимировна Заславская, - в создании научно обоснованных технологических циклов реализации продуктивных педагогических идей, в разработке практико-ориентированной теории образования. Главное - ученые должны быть связаны со школой не только профессиональным прошлым, но и профессиональным настоящим и будущим, выступать в роли экспертов, консультантов, проектировщиков новых образовательных систем. От этого «великая» дидактика не станет менее великой, но, может быть, наконец с ней сравняется и массовая практика образования.

Тула