Гипотеза

В случае эффективного использования игры как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться овладение учащимися навыками устной речи, активизации и стимуляции познавательной деятельности, прочных знаний.

План

1. Игры и игровые ситуации на ранней ступени обучения английскому языку.

2. Игры на усвоение изученной лексики.

3. Игры на автоматизацию грамматических навыков.

4. Игры для развития навыков устной речи.

5. Ролевые игры.

6. Драматические игры для творческой интерпретации.

7. Учебные игры.

Обычно я подбираю упражнения, которые взаимосвязаны, представляют преемственность, то есть чтобы каждое упражнение было логическим продолжением предыдущего. При составлении плана занятия стремлюсь к тому, чтобы все его этапы были объединены общим сюжетом. Продумываю коммуникативные установки, которые даю отдельным ученикам и всему классу.

Включение ученика в иноязычную деятельность общения, обслуживающего типичные для него виды жизнедеятельности, - не только важная практическая задача, ее решение является существенным вкладом и в формирование личности учащегося. В своей работе руководствуюсь следующими требованиями: четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть; обеспечить конкретным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении задания; стимулировать мотивацию учения, вызвать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его; воспитывать у учащихся внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма, инициативности; диалоги с героями книг английских и американских авторов (гости гномов, Маугли, Том Сойер); ролевые игры и т.д.

Игры на усвоение изученной лексики

Лото

Плотный лист бумаги делится на шесть равных частей, на каждую из которых наклеиваются картинки, подобранные по изучаемой теме или иллюстрирующие подлежащую усвоению лексику. Такие листы получают участники игры. К каждой картинке готовится карточка с названием предметов, изображенных на ней, а если игра проводится с целью тренировки в употреблении глаголов, на карточке пишется предложение, включающее глагол, обозначающий выполняемое действие на картинке. Эти карточки получает хорошо успевающий ученик, ведущий игру.

Он в произвольном порядке зачитывает предложения, написанные на его карточках. Ученики закрывают те картинки на своих карточках, которым этот текст соответствует. Выигрывает первым закрывший все картинки на карточке. Для контроля правильности усвоения им изображенного на картинках он должен назвать все слова или предложения, относящиеся к ним. Учебно-речевые ситуации создаются различными способами, и для этого используются не только вербальные и различные аудиовизуальные средства, но и игры.

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает детей к активному участию в учебном процессе.

Обучение английскому языку начинается на ранней возрастной ступени. Это дети 5-6 лет. Игра - естественное состояние малышей. Игровые приемы бесконечно разнообразны. Можно перечислить некоторые из них: подвижные игры (зарядка, игра в животных, «кошки-мышки», игры на внимание); стихи и песни, сопровождаемые движениями; игра-соревнование (дети делятся на команды и выполняют различные задания); игры с мячом (вопрос-ответ, перевод слов и предложений с русского на английский и наоборот); настольные игры (лото, домино, рисование).

Домино

На карточки из плотной бумаги наклеиваются большие по размеру картинки, изображающие какие-либо действия. На отдельных соответствующих им карточках дается название этих действий на русском языке. Карточки с картинками разрезаются на 3-4 части (в зависимости от числа слов в предложении), и на обратной их стороне описание производимых действий дается на английском языке.

Хорошо успевающий ученик зачитывает предложения, написанные на имеющихся у него карточках (на русском языке). Участвующие в игре определяют, у кого из них находится соответствующая картинка, подбирают составляющие ее части и зачитывают предложения на английском языке.

Каждому ученику я рекомендую давать 2-3 карточки, поэтому их следует готовить как можно больше. Проигравшими считаются последние, не закрывшие картинки на имеющихся у них карточках. Они отдают свои фанты и должны исполнить песенку или прочитать стихотворение на английском языке.

Игры на автоматизацию грамматических навыков

На доске вывешивается 15-20 картинок, на которых нарисованы дети (в руках у одних - лыжи, у других - коньки, третьи идут в лес и т.д.) Учитель предлагает ученикам сказать, хотят они или не хотят делать то же самое, что и дети, изображенные на картинках.

Угадай

Я даю задание ребятам загадать желание, опираясь на вывешенные картинки (на них изображены дети, выполняющие различные действия). Один ученик на несколько минут выходит из класса. Затем возвращается в класс и угадывает желание ребят, указывая на картинки. (Задает общие вопросы.) Дети отвечают хором. Учителя может заменить хорошо успевающий ученик.

Неверующий Фома

Я сообщаю ученикам о своих действиях или действиях других людей. Ребята, как бы не веря мне, переспрашивают (задают общие вопросы). Учителя может заменить ученик.

Кривое зеркало

Учитель сообщает ученикам о своих действиях или действиях других людей. Ученики все отрицают (образуют отрицательную форму предложения).

Волшебная рука

Каждый палец на нашей руке имеет свое название. Самый маленький (мизинец) - вопросительное слово, следующий, чуть больше, - вспомогательный глагол, самый высокий палец - самый главный член предложения - подлежащее, следующий палец (немного короче) - это сказуемое. И последний, отдельно стоящий, - остальные члены предложения по смыслу. Итак, наша рука - это шпаргалка для образования специальных вопросов в любом времени английского языка.

Учитель вывешивает на доске плакат с вопросительными словами. Предложение пишется на доске. Дети поднимают вверх правую руку. Дотрагиваясь до каждого пальца, ученики называют соответствующее ему слово из данного предложения. Когда очередь доходит до вопроса к подлежащему, ученики сжимают пальцы в кулак, так как вопрос к подлежащему является исключением и не вписывается в эту схему.

Игры для развития навыков устной речи

Описательное лото

Карта лото, которую получают ученики, представляет собой плотный лист бумаги, на который наклеены две картинки. Для учителя изготавливаются карточки, содержащие описание изображенного на картинках. Каждый ученик получает по одной карточке. Учитель зачитывает описание картинок. Дети закрывают картинки, соответствующие описанию. Выигрывает первым закрывший картинки на своей карточке. Он должен передать содержание этих картинок.

Чтобы участники игры не закрывали картинку, услышав лишь начало ее описания, рекомендуется подбирать для игры похожие друг на друга картинки, отличающиеся некоторыми деталями.

Чтобы научить школьников внимательно слушать, понимать не только основное содержание сказанного, но и детали, проводится игра «Какую картинку я нарисовал?». На доске вывешиваются картинки, подобранные по изучаемой теме, незначительно отличающиеся между собой. Учитель описывает картинки, не указывая их. Ученики называют эти картинки. Затем они описывают картинки сами.

Чья картинка самая красивая?

Класс делится на 3-4 команды. Капитанами каждой из них назначаются хорошо успевающие ученики. Учитель предлагает им выбрать по одной картинке. В течение 2-3 минут участники команд готовят описание этих картинок (каждый составляет одно предложение). При прослушивании рассказов учитель оценивает их (ставит плюс за правильно сформированное предложение, минус - за неправильное). После сообщений всех команд подсчитывается количество баллов, полученных командами; победившая команда получает приз.

Эта игра приучает детей к коллективизму, воспитывает ответственность за свою деятельность, заставляет и слабо успевающих учеников подняться до уровня сильных, чтобы не подвести свою команду.

При окончании 3-го класса мы сталкиваемся с такой проблемой, как переводные экзамены. Но и это мероприятие можно превратить в веселый праздник. Ребенок не будет волноваться, если у него перед глазами будет зрительная опора при высказывании по определенной теме. Это своеобразные опорные конспекты, где отдельные слова заменены условными значками или рисунками. Условная запись предложения совершается самими детьми под руководством учителя. Надо подвести учащихся к тому, чтобы они сами придумали условное изображение того или иного слова.

Составление такого опорного конспекта тоже является игрой - игрой воображения.

Игра-конкурс

Ученикам предлагается составить сообщение по нескольким заданным темам (на выбор). На обратной стороне карточек приводятся опорные слова. Сообщения могут подготовить и ученики, и группа учеников (тогда будет заслушано всего 3-4 сообщения, в работе же примут участие все ученики класса).

Победителем считается ученик или группа учеников, чье сообщение будет признано наиболее интересным, полным, логичным, грамотно составленным.

Игра-интервью

Для проведения таких игр также готовятся карточки, на одной стороне которых даются задание и ключевые слова, а на другой стороне наклеиваются картинки.

Ученику предлагается, опираясь на картинки, расспросить своего друга, увлекающегося спортом, о том, где, когда и как он тренируется, какими видами спорта он занимается. На лицевой стороне карточки приведены ключевые слова и словосочетания.

Еще более эффективны игры с привлечением предметной наглядности, дети могут сами изготовить предметы одежды, муляжи, макеты, игрушки. Используя их, можно побеседовать о покупках в магазине, посоветоваться, как обставить новую квартиру, как накрыть стол, какой подарок сделать в день рождения и т.д.

Ситуации ролевых игр очень часто составляют школьники. Это развивает их творчество.

Но наиболее интересной игрой, несомненно, является кукольный театр. Куклы изготовить несложно. К головке куклы или животного пришивается просторное платье с рукавами. Один палец вставляется в отверстие головы, остальные в рукава.

Сцена строится с помощью стола и трех стульев. Стулья ставятся на стол, на них навешивается большое полотно. Декорация вырезается из картона.

Марина ЛУТАЙ, учитель английского языка школы №5, Майкоп, Республика Адыгея