Дидактическая игра «Физическая лихорадка» разработана на основе сюжета телевизионной игры «Золотая лихорадка». Участниками игры могут быть все желающие из числа присутствующих. Победитель определяется по сумме набранных баллов. Для успешного проведения игры необходимо поддерживать положительный эмоциональный фон, демократический стиль общения между участниками. Она подходит для учащихся любого уровня подготовки. Используются задания разного уровня сложности.

Цели: формирование и развитие интереса к предмету, развитие умений решения расчетных и качественных задач по теме, расширение кругозора учащихся по теме, создание ситуации успеха.

Эпиграфы

«Я мыслю, следовательно, я существую». Р. Декарт

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Русская пословица

Вступительное слово учителя

- Господа! Уверен, что каждый из присутствующих здесь обладает такими глубокими познаниями в физике, что готов потрясти ими не только окружающих, но и себя. Поэтому я хочу предоставить вам такую возможность, пригласив в игру «Физическая лихорадка». Пусть вас «трясет и лихорадит» от азарта и рвущихся наружу знаний!

Правила игры таковы: в игре принимает участие каждый желающий; часть заданий будут письменными. Вы можете фиксировать ответы соперников; победитель определяется по сумме баллов; за ходом игры наблюдает компетентное жюри (трое учеников 10-го класса).

1-й конкурс. «Назовите фамилии ученых»

При изучении темы «Электрические явления» вы неоднократно встречались с именами ученых, внесших свой вклад в изучение раздела «Электричество». Я знаю не менее шести. 2 балла получает тот, кто назовет последнюю, 6-ю фамилию.

Варианты ответов

1) Ом, 2) Ампер, 3) Вольта, 4) Уатт, 5) Джоуль,

6) Ленц, 7) Ладыгин, 8) Эрстед.

2-й конкурс. «Условные обозначения»

Вы познакомились не менее чем с 11 условными обозначениями. По одному выходите к доске и воспроизводите одно обозначение. Тот, кто сможет нарисовать наибольшее число, получает по 1 баллу за каждое. Тот, кто рисует последнее, 11-е, получает 2 балла.

Варианты ответов (рис. 1).

3-й конкурс. «Найди ошибки»

На представленном плакате допущены ошибки в схеме. Я знаю 10. За каждую указанную ошибку - 1 балл, за последнюю - 2 балла.

4 балла тому, кто нарисует эту схему правильно, 5 баллов - кто ее соберет.

Ученик нарисовал следующую схему и так объяснил ее работу:

- При замыкании ключа загорится лампочка, напряжение которой покажет подключенный к ней амперметр, а вольтметр, подключенный к звонку, покажет силу тока в нем. Подключенный к ключу плавкий предохранитель служит для защиты аккумулятора, который при частом включении и выключении может сгореть.

Варианты ответов:

Ошибки

1. Неверно изображен ключ.

2. Амперметр подключен не к лампочке.

3. Амперметр подключен неправильно.

4. Неверно изображен аккумулятор.

5. Амперметр измеряет силу тока, а не напряжение.

6. Вольтметр подключен неправильно.

7. Вольтметр измеряет напряжение, а не силу тока.

8. Плавкий предохранитель изображен неправильно.

9. Схема не будет работать.

10. Неверно изображен звонок.

4-й конкурс. «Вопросник»

Вы знаете не менее 16 величин и формул, понятий, связанных с электричеством. За каждую названную величину или формулу вы получаете один балл, 2 балла - за последнюю.

Вопросы:

1. Два рода зарядов.

2. Взаимодействие зарядов.

3. Заряд электрона.

4. Состав атома.

5. Электрический ток.

6. Действие тока.

7. Направление тока.

8. Сила тока - обозначение.

9. Сила тока или определение.

10. Сила тока - прибор.

11. Подключение амперметра.

12. Напряжение - обозначение.

13. Напряжение - определение.

14. Напряжение - прибор.

15. Подключение вольтметра.

16. Сопротивление - обозначение.

17. Сопротивление - единицы.

18. Сопротивление - прибор.

19. Закон Ома.

20. Формула работы тока.

21. Формула мощности тока.

22. Закон Джоуля - Ленца.

5-й конкурс. «Найди все, что можешь»

По приведенным на плакате (рис. 2) данным можно рассчитать не менее шести величин. За каждую рассчитанную и названную величину вы получаете один балл, 4 балла - за последнюю.

6-й конкурс. «Исчезло электричество»

Прилетевшие на землю инопланетяне «съели» все электричество. При этом мы лишились бы не менее 20 благ цивилизации. 5 баллов тому, кто назовет последнее!

Варианты ответов

1. Электрическое освещение.

2. Телевидение.

3. Радио.

4. Трамвай.

5. Троллейбус.

6. Электровоз.

7. Самолет.

8. Компьютер.

9. Телефон.

10. Калькулятор.

11. Стиральная машина.

12. Пылесос.

13. Космические корабли.

14. Подводные лодки.

15. Автомобили.

16. Тракторы.

17. Доильные аппараты.

18. Кардиостимуляторы.

19. Электросварка.

20. Электробритва.

3. Итог игры.

Определение победителей по количеству баллов (слово предоставляется жюри).

4. Награждение победителей.

5. Подведение итога мероприятия.

- Сегодняшняя «лихорадка» закончилась! Хочу, чтобы подобная болезнь стала заразной! И вы не спешили бы от нее излечиться!

Сценарий внеклассного мероприятия «Физический брейн-ринг». 9-й класс

Дидактическая игра «Физический брейн-ринг» разработана на основе сюжета телевизионной игры «Брейн-ринг». В ней могут участвовать две-три команды. Команда-победительница определяется по сумме набранных очков. Игру можно использовать с любым уровнем подготовки учащихся за счет варьирования уровня сложности заданий. Такая игра проводится в конце учебного года по материалу всего курса физики основной школы.

Цели: повторение курса физики основной школы, развитие умений согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками.

Эпиграф: «Физика - это наука понимать природу». Э. Роджерс

Оформление. На сцене 2 игровых стола на 6 человек каждый, место ведущего с микрофоном и гонгом.

Оборудование: микрофон, гонг, светящиеся шары (флажки).

Вступительное слово ведущего:

- Друзья мои! Близится время сдачи выпускных экзаменов. Не все из вас будут сдавать физику, но думаю, что знания, полученные вами по этому удивительному предмету, пригодятся в обычной жизни. Присутствующие на нашем вечере 3 команды постараются доказать всем гостям, что физика - это интересно!

Правила игры аналогичны телевизионной версии.

Игра

- Приглашаю команды к игровым столам. Каждая выходит со своим девизом и эмблемой. Игра идет до 6 очков. С победившей командой играет 3-я команда, где и выявляется команда-победительница. Время обсуждения вопроса - 1 минута. Если ответили раньше времени, то команда получает дополнительное время на обсуждение. Имеются 3 музыкальные паузы, которые команды берут по усмотрению.

Перечень вопросов

1. Почему вода гасит огонь?

Ответы:

а) вода обладает большой теплоемкостью;

б) вода перекрывает доступ воздуха.

2. Почему не жестко лежать в веревочном гамаке?

Ответ: Большая площадь, образованная сплетением веревок, следовательно, небольшое давление.

3. Знаменитый Архимед воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» А перевернул бы?

Ответ: Используя золотое правило механики, можно рассчитать проигрыш в расстоянии при использовании рычага. Архимеду не хватило бы и ста жизней на совершение этого подвига.

4. Как, не разбивая, отличить вареное яйцо от сырого?

Ответ: Нужно закрутить его на столе. Сырое практически не вращается.

5. Можно ли руками поймать летящую пулю?

Ответы:

а) если двигаться с той же скоростью, что и пуля;

б) если пуля просто падает.

6. Сколько весят 10 литров воды?

Ответ: Расчетная задача P = pVg = 1000 кг/м3 0,01 м3 10 н/кг 100Н

7. Прежде чем в стеклянную банку залить кипяток, в нее кладут металлическую ложку. Зачем?

Ответ: Из-за хорошей теплопроводимости металла часть тепла достаточно быстро передается ложке, и вода уже не является кипятком. Успевая прогреть банку, первая порция воды делает безопасным для банки последующее поступление кипятка.

8. Название какого вещества (даже полудрагоценного камня) дало название огромному разделу физики?

Ответ: Янтарь - электрон - электричество.

9. Верно ли, что тонна дерева весит столько же, сколько и тонна свинца? Что тяжелее?

Ответ: Если исключить действие архимедовой силы в воздухе, то можно убедиться, что тонна дерева тяжелее.

10. Можно ли водой заморозить воду? Если можно, то как?

Ответ: Можно. «Замораживающую воду» можно приготовить из снега и соли. Ее температура ниже нуля. Поместив в эту смесь пузырек с водой, вы эту самую воду сможете заморозить.

11. Чем прославился Джемс Уатт?

Ответ: Джемс Уатт изобрел первую паровую машину.

12. Бывали случаи, когда очень быстро поднимающийся аэростат вдруг загорался в воздухе. С чем это связано?

Ответ: Из-за электризации оболочки о воздух проскакивала искра, которая и служила причиной возгорания.

13. На международной космической станции перегорели лампочки. Можно ли экипажу пользоваться для освещения свечами?

Ответы:

а) из-за невесомости продукты горения не будут подниматься вверх, и пламя потухнет;

б) проведенные испытания показали, что гореть свеча все-таки будет. Можно предложить гипотезу.

14. Горцы варят мясо в закрытых тяжелыми крышками котлах. Почему?

Ответ: Высоко в горах вода кипит при температуре менее 1000 С из-за низкого атмосферного давления. Закрыв котел тяжелой крышкой, добиваются увеличения давления в котле и тем самым поднимают температуру кипения воды. Мясо варится значительно быстрее.

15. Какой знак заряда у частиц, направленно перемещающихся в металлическом проводнике под действием электрического поля?

Ответ: Минус. В металлах электрический ток обусловлен движением электронов.

16. Почему заостренные предметы колючи?

Ответ: Чем меньше площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила, тем больше давление.

17. В кастрюле кипит вода. Бросаем туда закрытый пузырек с водой. Через сколько времени закипит вода?

Ответ: Никогда.

18. Справедливо ли утверждение, что шуба греет?

Ответ: Нет. Шуба уменьшает теплообмен между телом и внешним воздухом.

19. На улице морозный солнечный день. Как, не имея спичек, развести огонь, если у вас при себе только фляжка с водой?

Ответ: Можно сделать собирающую линзу изо льда и с ее помощью поджечь топливо.

Итог игры

Награждение команды-победительницы.

Желаю тем, кто выбрал экзамен по физике, успешно его сдать!

Ну а тем, кто не выбрал, успешно сдать экзамены по другим предметам, где вы сможете так же блеснуть своими знаниями, как в сегодняшней игре!

Петр ЛАВРИКОВ, учитель физики Большеатмасской школы, Черлакский район, Омская область