Юлия ГОРЯЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №84, Нижний Новгород:

- С одной стороны, это камера хранения (кстати, очень верное определение). А с другой - у нас, например, в детском саду ребенок общается, получает необходимые навыки жизни в коллективе, развивает свои способности, потому что здесь педагоги проводят разные занятия, в том числе и музыкальные. Есть и дополнительные кружки - ритмики, хореографии, рисования, правда, за особую плату.

Антонина ЕФИМОВА, учитель информатики школы №100, Санкт-Петербург:

- Моему ребенку четыре года, и пока детский сад нам служит действительно «камерой хранения». Наверное, все зависит от воспитателей. Если педагог желает и умеет работать, то вопрос о развитии ребенка не возникает. На мой взгляд, сегодня педагоги в дошкольном учреждении не озабочены проблемами взаимоотношений с ребенком, детей друг с другом, проблемами индивидуального подхода к каждому, созданием культурной среды в группе. Я уже давно не вижу, чтобы кто-нибудь из них на прогулке устраивал игры с детьми. Очень редко воспитатель выходит к родителю с оценкой деятельности ребенка за день, его динамики за какой-то период и т.д.

Татьяна КОРОЛЬКОВА, учитель начальных классов школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ:

- Детский сад - это возможность развития ребенка, это положительные эмоции, это создание ситуации успеха во время проведения игр, конкурсов, праздников. А еще это обязательно режим дня, общение со сверстниками, вовлечение в коллективную деятельность. Именно в детском саду должны развиваться художественно-эстетические и музыкальные способности. Так что о «камере хранения» не может быть и речи. Хороший детский сад - это психологическое и физическое развитие малышей, их подготовка к учебе в школе.

Наталия ТИМОХИНА, учитель русского языка и литературы школы №20, Воронеж:

- Моя младшая дочь ходит в садик, и я не считаю, что детишек приводят туда только для того, чтобы определить их на время рабочего дня. Сегодня подходы к дошкольному воспитанию изменились. Теперь, начиная со старшей группы, в сад для подготовки детей приходит учитель из школы. Дополнительно приглашают педагога, который занимается развитием художественных способностей детей, учит их рисовать. Далеко не каждый воспитатель может настолько профессионально подготовить ребят по изо. Кроме того, в садике работают музыкальный руководитель и педагог, занимающийся с детьми театральной деятельностью.

В итоге получается, что не один воспитатель охватывает все области, а приходят разные профессионалы. На мой взгляд, это хорошее решение. Конечно, большое внимание уделяется развитию речи. Все вместе это хорошее подспорье родителям, особенно когда они очень заняты на работе, и на обучение детей времени не остается. Я считаю, что для полноценного развития моего ребенка всего этого достаточно, и как родитель я очень довольна.

Лидия ПОЛОННИК, учитель начальных классов школы №697, Москва:

- Конечно, это не «камера хранения», а скорее банкомат по изъятию купюр у родителей. К сожалению, у нас в детском саду вообще нет кружков. То есть они работают, но на платной основе. Хочешь, чтобы с ребенком занимались танцами, лепкой, - плати отдельно. Есть родители, которые не могут оплачивать все кружки. У меня в садик ходят двое детей. Они там играют в игрушки, каких нет дома, но за все платить я не в состоянии.

С другой стороны, я отдала детей в садик, чтобы они научились общаться в коллективе. Им там нравится. Мои дети не обделены вниманием и заметно развиваются. Хорошо, что, несмотря на коммерциализацию всех сфер деятельности, осталась забота о детях из разных социальных групп. Надолго ли?