Важно эти наблюдения правильно построить и умело организовать, совсем как в народной пословице: «Мало смотреть, надо уметь увидеть». Методика проведения наблюдений в коррекционных классах отличается от методики, используемой в классах общеобразовательных. У нуждающихся в коррекционном обучении учеников по-иному развиты процессы восприятия и мышления. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Они лучше запоминают внешние, зрительные признаки и труднее осознают внутренние логические связи. Чтобы дети запечатлели наблюдаемый объект, им необходимо многократное повторение. У них к тому же нарушена и эмоционально-волевая сфера.

Наиболее эффективны наблюдения, которые проводятся во время туристских прогулок, на природе, так как в это время включены все психические процессы и наиболее полно идет развитие эмоциональной сферы ребенка. Туристские прогулки в коррекционном классе хороши тем, что стимулируют развитие познавательной деятельности, так как во время похода и наблюдений возникают вопросы. Для того чтобы ответить на них, ребята вынуждены внимательно вглядываться в окружающую их природу, сравнивать изучаемые объекты и правильно устанавливать причинно-следственные связи.

Но перед проведением таких наблюдений необходима большая предварительная работа. Прежде чем пойти на прогулку в лес, надо поставить перед учениками ясную цель: что, где и как они будут наблюдать. Без этой установки образовательный эффект прогулки заметно снижается. Ребята воспринимают ее лишь как развлечение и очень часто остаются равнодушны к красоте окружающей природы.

Обязательно заранее с детьми оговариваются правила поведения в лесу. Нужно, чтобы они четко усвоили, что выход в лес - это тот же самый урок, только со своими правилами. В коррекционном классе ученики не всегда в состоянии выполнить все требования проведения туристской прогулки в силу своей расторможенности и высокой способности отвлекаться. Исходя из личного опыта проведения таких походов, можно сказать, что детям лучше давать максимальную нагрузку по ходьбе и объектов для наблюдений сначала выбирать немного, так как большой объем информации ребята усвоить не в состоянии.

После возвращения ребятам надо поделиться впечатлениями. Можно обсудить: понравилась ли им прогулка, что больше всего запомнилось, что узнали нового, о чем они хотят рассказать родителям и друзьям.

На основе впечатлений можно писать коллективные и индивидуальные сочинения, использовать полученную информацию на уроках изобразительной и трудовой деятельности, на занятиях по окружающему миру (например, составлять маршрут по карте). Обозначим содержание наблюдений в 4-м классе коррекционно-развивающего обучения.

1. Наблюдение за солнцем. Проводятся в течение всего года, по всем сезонам. Так как у детей преобладает наглядно-образное мышление, то лучше всего составлять диаграмму высоты стояния солнца. Составляя этот график, ученики гораздо легче устанавливают причинно-следственные связи между изменением температурного режима и высоты стояния солнца.

2. Лес - природное сообщество. Можно показать ярусы леса (сравнивая с многоэтажным домом); цветковые растения (особое внимание обратить на рудеральные растения, характерные для мест обитания человека: одуванчики, горцы, мать-и-мачеха, подорожник, чертополох, кипрей, злаки); норки животных (кроты, мыши, землеройки); птиц и животных.

Вернувшись из леса, можно с ребятами обсудить следующие вопросы:

Можно ли утверждать, что в лесу живет много разных видов организмов? Докажите это.

Какие растения (животные) живут в лесу?

Почему так много видов может жить вместе?

Какое правило должно соблюдаться, чтобы они не мешали друг другу?

Что за условия создают виды друг для друга и какие конкретные связи могут их связывать?

Долго ли может существовать лес?

Что такое «природное равновесие»?

Что может нарушить природное равновесие?

Можно также провести опрос в виде дидактической игры с использованием иллюстраций, например «Выбери правильный ответ».

Эффективным методом закрепления знаний является составление итоговой таблицы и решение специальных задач. После составления и обсуждения ее ребята делают вывод, что лес - это природное сообщество.

Во время наблюдений обязательно должна проводиться экологическая работа. Наблюдая в мае за цветами, которые растут в лесу, обращаем внимание детей на ландыши. Объясняем им, что эти цветы занесены в Красную книгу города Москвы и Московской области и их ни в коем случае нельзя рвать. Зимой, идя в лес, ребята берут с собой кормушки, которые сделали сами (можно сделать из картонного пакета из-под молока). Таким образом, происходит сочетание природоохранительной работы и наблюдений за повадками птиц зимой.Заключительным итогом всей работы по этой теме может быть написание сочинений и оформление «Лесной газеты».

3. Поверхность нашего края. В лесу можно наблюдать за оврагами. Причем эти наблюдения должны быть многократными и длительными. Мы, например, наблюдали за оврагом в нашем лесу в течение трех лет. При знакомстве с оврагом сначала надо определить, в какой части изучаемой местности он находится; в каком направлении вытянут (для этого определяются по компасу стороны света), отметить его части. Так как наблюдение проводится в течение нескольких лет, то можно увидеть, что склоны оврага либо разрушаются, либо зарастают растениями. Во время наблюдения ученики выполняют зарисовку оврага в блокнотах. После возвращения с экскурсии ребята переносят эти зарисовки в специальные тетради наблюдений.

Лучше начинать наблюдения за почвой после изучения темы «Земля-кормилица». Если близко от школы есть водоемы, то можно провести за ними наблюдения после прохождения темы «Водоемы нашего края».

Также нельзя забывать и о календаре природы. Ведение календаря в коррекционном классе имеет большое значение, так как способствует общему развитию учащихся, в частности корректирует недостатки развития процессов мышления. Ежедневное, систематическое наблюдение за явлениями природы помогает проводить детям анализ этих явлений, устанавливать причинные связи между отдельными природными явлениями.

Эффективным методом развития познавательных способностей детей и усвоения ими учебного материала является ведение «Дневника наблюдений» и тетрадей по окружающему миру, в которых учащиеся выполняют различные задания. Эти тетради сохраняются на протяжении всего курса «Знакомство с окружающим миром» и помогают ученикам проводить сравнительный анализ природных явлений и изменений.

Татьяна МЕНДЕЛЕЕВА, учитель начальных классов школы №1981, Москва