Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

В результате реализации комплексных программ «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике в 2001-2005 гг.» и «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике в 2006-2010 гг.» подготовлена хорошая база для активного вовлечения ИКТ в образовательный процесс.

Одним из таких направлений стало создание и развитие сайтов образовательных учреждений. Именно через сайт школа напрямую информирует общество о своей деятельности, о предоставляемых образовательных услугах и их качестве. Благодаря ему начинает функционировать механизм государственно-общественного взаимодействия.

На начало 2007 года 80 процентов школ Чувашии имели собственные сайты, размещенные на различных порталах, в том числе на портале Государственного комитета Чувашской Республики по связи и информатизации. Начиная с 2003 года в республике ежегодно проводится конкурс «Лучший сайт образовательного учреждения». Активно появлялись и персональные сайты учителей.

Но дело заметно осложняли трудности объективного и субъективного характера:

нерегулярное обновление сайтов (примерно четверть из них обновлялась не реже чем два раза в месяц, еще треть - раз в месяц, а остальные вообще не имели новостной ленты);

как правило, сайт создавался и поддерживается учителем информатики и пишется «вручную»;

редактирование большинства сайтов было возможно только в on-line режиме;

отсутствие единой системы адресов;

информация, представленная на сайтах, как правило, была не систематизирована;

сайты имели неоднородную структуру подачи статистической информации;

стандартный дизайн не всегда отвечал потребностям представления информации об учебном учреждении.

Участие Чувашской Республики в Программе распространения результатов проекта ИСО позволило реализовать проект «Создание единого портала сайтов образовательных учреждений».

Правда, для этого пришлось вести работу сразу по нескольким направлениям.

Выбор технологии

Анализ рынка конструкторов сайтов показал: наиболее приемлемым решением можно считать систему, разработанную компанией E-Publish (www.edusite.ru). Она позволяет создавать и оперативно сопровождать школьные сайты на основе шаблонов. Конечно, все школы имеют много общих задач, но не следует ограничиваться лишь общими компонентами. В представленном Конструкторе имеется возможность создавать сайты собственной сложной структуры и разнообразного дизайна.

Простой, интуитивно понятный интерфейс программной оболочки, в которой создается сайт, не требует узкоспециальных и специфических знаний. Это позволяет организовать совместную деятельность учителей и учеников по созданию сайта, а также безболезненно осуществлять смену участников проекта (как правило, в нем задействованы выпускники). Таким образом, предлагаемая технология помогает создавать и сохранять представительство школы в сети «Интернет» вне зависимости от наличия специализированных кадров, сосредоточивать усилия прежде всего на решении содержательных, а не технических вопросов.

Возможность организации работы по информационному наполнению сайта без выхода в Интернет (off-line) особенно важна при ограниченности времени пребывания в сети «Интернет» или низкой пропускной способности канала. Эта особенность позволяет использовать Конструктор не только для представления школы в Интернете, но и для работы в локальной сети школы, организации учебных курсов, проведения тестирования.

Конструктор сайтов позволяет создавать и размещать учебно-методические ресурсы учителям и работникам образования, личные странички классов, учеников и так далее.

Наши учителя по достоинству оценили преимущества технологии E-Publish для размещения в сети «Интернет» своих учебно-методических материалов и электронного портфолио (некоторые из них можно увидеть на сайте ММЦ Комсомольского района www.21417.edusite.ru).

Финансовая и административная поддержка проекта

Поставка Конструктора школьных сайтов была осуществлена НФПК во все образовательные учреждения республики. В комплект ПО также входит самоучитель по созданию сайта. Весьма существенную поддержку оказывает «горячая линия» проекта. Обеспечен хостинг в объеме 500 Мб и система управления хостингом, включающая возможность создания и сопровождения до тридцати подсайтов, работы с тридцатью электронными адресами и организации модерируемых форумов.

Выработка управленческих решений

Для внедрения и развития проекта в жизнь необходимо вести разъяснительную работу с сотрудниками школ, проводить курсы повышения квалификации. Поэтому в марте 2007 года разработчиками был проведен семинар с руководителями и методистами ММЦ. На семинаре обсуждали не только технические и организационные аспекты создания школьных сайтов, но и их содержание. Сотрудники РКЦ разработали методические рекомендации по проведению семинаров по внедрению системы. Сейчас на базе ММЦ с директорами и ответственными за ведение сайтов лицами проводятся обучающие семинары по работе с системой и организована консультативная поддержка.

В образовательных учреждениях разрабатываются и принимаются Положения о школьном сайте. Каждый ММЦ проводит мониторинг процесса создания, сопровождения и наполнения сайтов прикрепленных образовательных учреждений.

На курсах повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования учителям республики предложена для выбора модульная программа по работе с Конструктором школьных сайтов, которая, надо отметить, весьма востребованна.

Перспективы

Несомненно, наличие сайта в школе принесет массу пользы. Учитывая бурный рост компьютеризации, логично предположить, что чем раньше информационный портал воплотится в жизнь школы, тем более востребован он будет в дальнейшем. Мы рекомендуем учителям и ученикам создавать собственные страницы, вести тематические форумы и инициировать создание сетевых сообществ.

Школьный сайт должен стать частью учебно-воспитательного процесса. Поэтому мы возлагаем большие надежды на продукцию компании E-Publish в плане создания системы дистанционного обучения и интеграции с Единой коллекцией ЦОР, создаваемых НФПК. Надеемся, что с их помощью учитель сможет создавать авторские курсы и размещать их как в локальной сети, так и на сайте школы. Не сомневаемся, что данный процесс кардинально изменит деятельность всех школ, позволит сформировать единую информационно-образовательную среду и создаст условия для перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий.

Михаил АНИСИМОВ, директор Республиканского центра дистанционного обучения, Чувашия