Статфакт

Педагогов в России готовят свыше 300 высших учебных заведений. Среди них педвузов 80 - это лишь одна треть по педнаправлениям и специальностям. Около 56 классических университетов дает дополнительную квалификацию «преподаватель».

А вот с педагогической стезей все заранее понятно - школа, ученики и бесконечное повторение одного и того же на протяжении 30-40 лет. Но времена нынче изменились не в пользу науки, и потому во многих классических университетах, дабы помочь своим выпускникам с трудоустройством, появилось дополнительное педагогическое образование. Априори утверждать, что в классическом университете готовят лучше, было бы несправедливо. Все зависит от того, какой именно вуз, есть сильные педагогические вузы и слабые новоявленные классические. Кроме того, многое зависит от того, на какую специальность вы ориентированы - если на школу, то, безусловно, сильный педагогический университет сможет лучше всего подготовить вас к выбранной профессии.

В школу поневоле?

Сразу скажу: университеты никогда не ставили себе задачу массовой подготовки школьного учителя. Они всегда были нацелены на подготовку кадров для высшей школы, для занятий наукой. Так что с этих позиций содержание дополнительной программы «Преподаватель», утвержденной министерством и направленной прежде всего на подготовку к школе, явно противоречит основной задаче университетов. В результате выпускник классического университета получает дополнительную квалификацию к основному диплому. Исключение составляют лишь четыре специальности, где квалификация «преподаватель» вписана прямо в диплом. Это «филология», «психология», «философия» и «социология».

В рамках этой дополнительной программы изучаются основы школьного предмета, школьная методика преподавания, особенности деятельности учителя школы. С одной стороны, дополнительную психолого-педагогическую подготовку вроде бы можно только приветствовать. Тем более что само содержание школьных предметов у выпускника классического университета трудностей, разумеется, не вызывает. Наоборот, он, как правило, на голову выше своего коллеги, закончившего педвуз. Но будучи очень сильными в предметной подготовке, выпускники классических университетов зачастую совершенно не знают психолого-педагогических особенностей ребенка, особенностей методики преподавания предмета. Поэтому большинство из них, попадая в школу, работают по тому же принципу, по которому с ними работал профессор. Благо, если это происходит на старшей ступени, в профильной школе, где учатся талантливые сильные дети, но в обычной школе это противоречит всему ее жизненному уставу. В педвузах же специализация, ориентированная на учительскую профессию, идет с первого курса. Кроме того, сейчас опять восстанавливается непрерывная педагогическая практика. А это значит, что студент педвуза уже с первого курса будет слушать специальные предметы, а также углубляться в школьную среду. Думаю, что только так можно сформировать установку на педагогическую деятельность.

Кроме того, вызывает сомнения необходимость присваивать по всем 113 специальностям высшего образования дополнительную квалификацию «преподаватель». Кстати, там, между прочим, свыше 30 инженерных специальностей, среди них такие, как «интерьеры оборудования», «гидрогеология»... Непонятно, учителей каких школьных предметов собираются готовить по этим специальностям. Вероятнее всего, это педагогическая подготовка на всякий случай, про запас. Тем более сейчас, когда ученых нужно не так уж много.

Еще одна проблема связана с контролем качества выпускаемых специалистов. Педагогическое образование как отрасль отвечает за контрольные цифры приема, за выпуск, а также за то, сколько выпускников дошло до школы. Ничего этого по дополнительной программе «преподаватель» в классических университетах не предусмотрено. Выходит, появилась параллельная системе собственно педагогического образования модель, где никто ни за что не отвечает. А нужна ли тогда такая подготовка школьного учителя? Не целесообразнее ли сосредоточить ее в стенах педагогических университетов, где есть вся необходимая для этого методическая база. Разумеется, нет никаких претензий к ведущим классическим университетам. Они давно готовят ученых -преподавателей высшей школы, а также учителей для профильной школы, для гимназий, лицеев...

«Штучный» товар

Особый разговор - педфак МГУ, возглавляемый профессором доктором физико-математических наук Николаем Розовым. Занятия на педфаке ведутся параллельно с обучением на «профильных» факультетах. Специального приема выпускников школ нет, так что не может быть и речи о пересечении с абитуриентами педуниверситетов. Студентам тут дают общетеоретические и прикладные знания по психологии учебного процесса, актуальным проблемам педагогики, основам дидактики и особенностям методики. Изучают они также управление, экономику и организацию образования. Тут стараются воспитывать у студентов нестандартное творческое отношение к методике преподавания каждого предмета. Главная задача педфака МГУ - подготовка кадров для себя, также для других вузов страны. Тем более это актуально в связи с массовой миграцией ученых за границу в 90-е годы. Поэтому здесь расширяется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Уже функционирует аспирантура для исследователей по частным методикам учебных предметов, вскоре начнется реализация специальной программы обучения магистров и аспирантов различных факультетов МГУ для получения педагогической квалификации «преподаватель высшей школы». Кстати, Николай Розов считает, что «дополнительность» квалификации снижает ее престиж и значимость в глазах общественности. Кроме того, из-за непродуманности формулировки получается, что это дополнительная образовательная услуга, которая, как известно, является платной. Николай Розов убежден, что педагогическая подготовка студентов классических университетов должна рассматриваться не как дополнительное образование, а как неразрывная часть классического университетского образования.

Свято место пусто не бывает

Количество классических университетов выросло за счет перехода из педвузов, как, к примеру, это произошло в Орле, Брянске, Курске. Многие из изменивших свой статус бывших педвузов, став классическими университетами, тем не менее продолжают подготовку не только ученых, но и школьных учителей. Но не так уж редки случаи, когда вуз, перейдя в состав классического, начинает закрывать подготовку по педагогическим специальностям. Так произошло в Ставрополе, когда педагогический институт преобразовался в классический университет. Там сразу были сокращены наборы по специальностям, связанным с начальным и дошкольным образованием. Свято место пусто не бывает, тут же был открыт региональный институт, который стал Ставропольским педагогическим институтом. Надо же кому-то было готовить учителей начального образования и воспитателей дошколят. Правда, возникает вопрос - нужно ли региону столько специалистов, востребованы ли будут на местах ученые? Кроме того, давайте будем откровенны - после университета идут в школу работать лишь единицы, и то большинство из них сетуют на не сложившуюся судьбу.

...Сегодня идет активное размывание педагогического образования. Расширяется количество вузов, готовящих педагогов. Теперь к школьной стезе готовят уже не только классические, но и технические вузы и вузы культуры. Только вот, как нам сообщили в УМО по педобразованию России, эти вузы не несут ответственности ни за качество педобразования, ни за то, дойдут ли эти специалисты до школы. Их готовят про запас, на всякий случай. Конечно, причин этому много, одна из них связана с традицией. В России «сеятелей разумного, доброго, вечного» издревле готовили в классических вузах. Ничего плохого в этом нет, но раз там готовят педагогов, значит, без сотрудничества не обойтись, надо выработать единство требований к психолого-педагогической подготовке. Тем более это актуально в связи с профильным обучением, в котором обязательно будут участвовать классические университеты. К сожалению, очень часто вузы открывают педфакультет просто для того лишь, чтобы появился дополнительный профиль, нужный для соблюдения установленных министерством традиционных нормативов.