Необходимого качества образования предполагается достичь за счет сочетания ИКТ с современными требованиями педагогического дизайна*. Это означает, что мы пытаемся создать детальные спецификации разрабатываемых учебных элементов и спроектировать варианты учебной деятельности каждого ученика в отдельности и их взаимодействие в составе учебных групп. При этом существенно изменяется роль преподавателя. Он должен стимулировать личную и коллективную работу школьников по добыванию знаний и поддерживать активное обсуждение возникающих проблем и достигнутых учебных результатов.

По своей структуре разрабатываемый курс разбит на 24 учебных модуля - по 12 на каждый год обучения. Отдельный модуль посвящен какой-либо одной теме. Он включает в себя 4 лекции и столько же тренингов и тестов самоконтроля, от одного до четырех практических занятий и проверочный тест. Два учебных модуля объединяются в тематический блок, по завершении которого ученик выполняет контрольную работу по пройденному материалу. Продолжительность каждого блока составляет 40 учебных дней. Учебный год завершается промежуточным или итоговым экзаменом.

Содержание лекций структурировано за счет разделения материала на отдельные параграфы, которые представляют собой самостоятельные логические страницы, размещаемые в сети. Причем каждая страница мультимедийная, она может содержать различные элементы нелинейной навигации и интерактива.

Специфика электронного продукта позволяет разбить процесс создания лекций на два этапа.

На первом, который можно назвать информационным, создаются основной текст и простейшие варианты интерактива - гиперссылки, глоссарий, примечания, дополнительная информация, контрольные вопросы. Используемые при этом иллюстрации имеют преимущественно статический характер.

Второй этап можно условно назвать мультимедийным. В отличие от первого он практически не ограничен во времени. Его характеризует насыщение лекций динамическими активностными элементами, аудио- и видеофрагментами, анимацией. Интерактив при этом связан в основном с моделированием физических процессов и конструированием.

После каждой лекции ученик проходит специальный тренинг, который предназначен для проверки усвоения лекционного материала. Он состоит из 5 вопросов с выбором варианта ответа и выполняется в режиме on-line с ограничением по времени (10 минут). Уровень сложности соответствует части А единого государственного экзамена. Количество правильных ответов варьируется от ни одного до пяти. После ответа на каждый вопрос ученик может просмотреть комментарии к ним.

Тест самоконтроля (ТСК) выполняет функцию усвоения и понимания теоретического материала. Вариант задания ТСК состоит из 10 вопросов с выбором ответов (тип А), рассчитанных на устный счет. Для каждого вопроса даны 5 вариантов ответов, один из которых правильный, а остальные являются дистракторами. Тест выполняется в режиме on-line с ограничением по времени. Как правило, ученики справляются с заданиями за 8-15 минут. Для каждой лекции создается по несколько вариантов заданий. Все варианты для заданной темы соответствуют одной спецификации, что позволяет преподавателю использовать ТСК как диагностический тест.

Практические занятия нацелены на закрепление теоретического материала и его практическое использование в реальных условиях. В каждом из них можно выделить две части: семинар и практикум.

Семинар предназначен для объяснения явлений природы, достижения понимания физических основ работы бытовой техники, обсуждения возможностей применения знаний в производственной и социальной сферах. Общение участников возможно как в режиме on-line с использованием чатов и видеоконференций, так и в режиме off-line на основе форумов различного типа, в том числе блогов, и списков рассылки.

Практикум предполагает самостоятельную и групповую работу учеников по выполнению упражнений и решению задач, а также виртуальную лабораторию и деловые игры. По нашему мнению, практические занятия - это самый сложный и в то же время ключевой элемент системы дистанционного обучения, требующий особого профессионализма как на этапе создания, так и во время проведения занятий.

По завершении каждого учебного модуля школьники выполняют тематический тест (ТТ), цель которого - проверить умение решать задачи разного уровня сложности по материалу данного модуля. Тест содержит 15 задач с выбором ответов (тип А) и 5 задач с кратким конструируемым ответом (тип В).

Первые пять задач типа А охватывают тематику модуля задачами, проверяющими знания учеников на базовом уровне. Для каждой задачи этого уровня приведены 4 варианта числового ответа, из которых лишь один правильный. Остальные 10 заданий типа А - задачи повышенного уровня сложности. К ним приведено по 5 вариантов числового ответа (один из них правильный). Задания типа В охватывают материал тематического модуля задачами повышенного и высокого уровня сложности. Их цель - проверить интеллектуальные умения ученика, связанные с решением комбинированных и менее стандартных задач.

Решение теста происходит в режиме off-line. Время выполнения, как правило, составляет 2-4 часа. Ответы вводятся в режиме on-line. После этого ребята автоматически получают свой результат и имеют возможность просмотреть, как по 100-балльной шкале было оценено каждое задание. Кроме того, открывается доступ к файлу с подробным решением теста.

Все варианты заданий ТТ для конкретного модуля составляются по одной и той же спецификации. Наличие уже 3-5 вариантов заданий позволяет применить тестовый комплекс для работы с классом во время аудиторных занятий или в качестве домашнего задания. При этом для каждого ученика вариант формируется случайным выбором задания из имеющегося банка задач по каждому пункту спецификации. Преподаватель имеет возможность отслеживать в реальном масштабе времени результаты отдельного ученика по каждой задаче и статистику в целом для группы школьников по любому пункту спецификации тематического теста.

Контрольная работа (КР) охватывает материал тематического блока (двух учебных модулей). Каждая КР состоит из 12 задач повышенного и высокого уровня сложности с неконфигурируемым ответом (тип С). Ученики представляют подробные решения, которые можно доставить преподавателю традиционным способом, в частности по обычной почте, или в цифровой форме. При обмене электронными файлами одни ребята присылают нам решение в формате Word, а другие - сканированный рукописный текст. Но в любом случае каждый ученик получает в удобной для себя форме в ответ подробную рецензию и эталонный вариант решения контрольной работы.

В процессе выполнения заданий дети могут общаться между собой на форумах (общем и частных), в чатах (общем и частных) и обмениваться личными сообщениями или вложенными файлами. Такие же возможности существуют для личного или группового общения с преподавателем. Получив эталонное решение КР или ТТ, ученики могут его прокомментировать или обсудить, сделать свои замечания, задать вопросы друг другу и преподавателю. Существенно то, что все материалы можно распечатать и использовать как раздаточный материал при очной форме обучения.

Итак, основные преимущества системы дистанционного обучения:

доступность;

модульность;

высокая степень интерактивности;

динамичность доступа к информации;

возможность самоконтроля;

активная справочная система;

мультимедийность представления информации;

возможность многократных повторений;

усиление мотивации;

высокая наглядность;

развитие в процессе обучения;

отсутствие «ошибкобоязни»;

выбор личной образовательной траектории;

возможность прохождения материала в индивидуальном темпе;

конфиденциальность.

В заключение отметим, что наш курс поддерживается программным обеспечением LMS Moodle (Learning Management System Modular Object-Oriented Dinamic Learning Environment). Это ПО построено в соответствии с типичными стандартами для информационных обучающих систем и распространяется как источник с открытым кодом. Возможности Moodle позволяют соединить традиционные преимущества очного обучения с ИКТ и на этой основе превратить образовательную деятельность для всех участников в эффективный творческий процесс.

Игорь ДОЦЕНКО, директор Центра довузовской подготовки Таганрогского технологического института

Южного федерального университета, Ольга ЯКУНИНА, учитель физики высшей категории школы №28, Таганрог