Интегрирование ИКТ в учебную среду зависит от множества факторов и условий. Назову главные из них.

Школьное техническое обеспечение. Основные вопросы здесь - существует ли возможность у учителей-предметников использовать ИКТ во время своих уроков.

Поддержка руководства школы. Если администрация не заинтересована в укомплектовании нового компьютерного класса или в приобретении какой-либо новейшей информационной технологии, учителю будет довольно затруднительно осуществить любые планы по информатизации своего предмета.

Уровень подготовки учителя. Любой учитель может эффективно интегрировать ИКТ в учебном процессе лишь тогда, когда он сам компетентен в этом вопросе и достаточно много знает о технических возможностях компьютера.

Создание нового методического материала. Фактически это усовершенствование методики применения ИКТ таким образом, чтобы было ясно - зачем, когда и как использовать предложенные информационными технологиями возможности.

Решив лично удостовериться в том, что выдвинутые проблемы внедрения ИКТ в учебную среду действительно существуют в реальной жизни, я провела опрос среди преподавателей различных школ в виде анкетирования и дискуссии, беседуя с каждым из них. К чему же я пришла?

К сожалению, практически каждый второй учитель сетовал на то, что в его школе не хватает средств на создание еще, как минимум, одного компьютерного класса. То есть учителя-предметники пока не могут с полной отдачей пользоваться существующими техническими ресурсами.

С помощью анкетирования я выяснила уровень подготовки учителей к использованию и внедрению ИКТ в учебный процесс на примере использования ими различного ПО (табл.1). В подгруппе растровых компьютерных программ я объединила те, в которых происходит работа с уже готовым изображением, состоящим из множества маленьких точек (пикселей). В векторной подгруппе находятся программы, в которых надо работать с рисунком, созданным путем использования различных геометрических фигур. В подгруппе тестовых заданий собраны программы автоматизированной проверки знаний (тест с выбором правильного ответа, задания на установление правильной последовательности или соответствия и так далее). (Табл 1.)

Проанализировав все это, можно сделать вывод: учителя с каждым годом все больше и чаще начинают осваивать различные компьютерные программы для того, чтобы усовершенствовать свои знания и повысить свою квалификацию. Но для чего им вдруг захотелось повышать свои знания? На этот вопрос практически все опрошенные мною педагоги ответили: «Для дальнейшего успешного использования этих знаний в учебном процессе».

В памяти всплывает модель интегрирования технологий Котрлика - Редмана, в которой различают 4 стадии:

1. Осознание - учитель думает о возможности использования ИКТ;

2. Экспериментирование - учитель начинает пользоваться ИКТ, используя стандартные уже программы: MS Word, MS PowerPoint, Paint;

3. Освоение - учитель использует ИКТ регулярно;

4. Прогрессивная интеграция - учитель ищет новые пути и способы использования ИКТ для улучшения учебного процесса.

Как можно убедиться, опрошенные мною учителя находятся между третьей и четвертой стадией этой модели. Это еще раз подтверждает, что в интегрировании ИКТ в учебный процесс решающим является человеческий фактор. Если учитель не подготовлен к использованию ИКТ на занятиях и не уверен, что эти технологии повысят и улучшат эффективность обучения, то изменения в учебном процессе, к сожалению, не предполагаются.

Могу пожелать всем учителям стремиться к четвертой, последней стадии модели Котрлика - Редмана и успешно освоить ее, не забывая об усовершенствовании методики использования ИКТ на занятиях своего предмета.

Наталья ВРОНСКАЯ, лектор факультета информационных технологий Латвийского сельскохозяйственного университета, Елгава

1 Paint Shop Pro, Adobe Photoshop и Corel Photo Paint.

2 Corel Draw, Adobe Illustrator.

3 MS Producer 2003, Windows Movie Maker, Pinnacle Studio.

4 Testi, Tests v.3.0, Quiz 3.0.