Обновление содержания и структуры педагогического образования - объективная потребность начала ХХI века. Все мы хорошо понимаем, что речь идет о достижении нового качества подготовки, отвечающего особенностям исторического периода, переживаемого Россией, и тенденциям современного развития мировой цивилизации. Качество образования, как мы все знаем, зависит прежде всего от тех людей, которым доверено обучение и воспитание. Учебные программы, даже самые хорошие, могут принести пользу или вред в зависимости от того, в чьи руки они попадут. В наше время учитель многое определяет в жизни страны, ибо школа осталась одним из реальных механизмов воздействия на молодое поколение. Не решив проблему качественной подготовки учителя, мы не сможем обеспечить страну высококвалифицированными врачами, инженерами, технологами, строителями, учеными во всех областях знаний. Поэтому когда мы разрабатывали программу, то в первую очередь стремились понять, как должна измениться подготовка учителя в условиях реформирования общей средней школы и в целом системы высшего образования. Модернизация общего среднего образования имеет для нас особое значение, поскольку мы видим, как непросто, порой противоречиво, разворачивается этот процесс. Особенно тревожит нас тот факт, что по целому ряду концептуальных вопросов добиться общественного согласия не удается до сих пор. Как мы знаем, идет дискуссия о Базисном учебном плане основной и профильной школы, о стандартах общего среднего образования. Отклики, поступающие из вузов, свидетельствуют, что в регионах возникает немало вопросов по содержанию и количеству часов, отводимых на предметы учебного плана школы. Это относится к математике, истории, естественно-научным предметам, литературе. Мы понимаем, что создание Базисного учебного плана и стандартов общего образования - объективно трудная задача, что при столкновении разных интересов и представлений нелегко найти компромисс, но убеждены, что обновление будет успешным, если опираться на систему традиционных основ и ценностей образования.

Мы прекрасно понимаем, что нужно работать на опережение процесса модернизации школьного образования, решая целый комплекс задач, связанных с улучшением качества подготовки педагогов. В этой связи во многих педвузах успешно идут работы по созданию внутривузовских систем качества, например, Тульский госпедуниверситет в 2002 году стал дипломантом Всероссийского конкурса внутривузовских систем оценки качества образования, а МПГУ около двух десятилетий начал и ведет научные разработки, связанные с использованием тестирования как одного из новых средств оценки знаний.

Мы - свидетели того, как создавались и создаются вариативные системы учреждений образования, вариативные учебники, авторские школы и многое другое. Здесь очень много нерешенных проблем, нам нужно думать, как готовить в педвузах педагогов, которые будут востребованы в этих новых условиях, при существующем до сих пор разрыве между различными ступенями образования, частой нестыковке программ среднего и высшего педобразования.

Идут споры о том, кто будет готовить учителей для профильной школы. Ответы, построенные на противопоставлениях «специалист или магистр», «педагогические вузы или классические университеты», уводят от главного. Работа в профильной школе потребует от учителя глубоких научных знаний по своему предмету и смежным областям, сформированных научно-исследовательских навыков, умения самостоятельно создавать программы и учебные курсы, работать в условиях многообразия учебной литературы, использовать новейшие образовательные технологии. Качественно подготовить такого учителя по всем педагогическим специальностям смогут только те вузы, которые имеют сильные научные школы, аспирантуру, докторантуру, ведут инновационную деятельность в области образования. Сейчас в России из общего числа студентов примерно 80 процентов - специалисты со сроком обучения 5 лет. В педагогическом образовании этот процент еще выше, так как подавляющее большинство выпускников - учителя, поскольку специалист именно с такой квалификацией в первую очередь нужен школе. Специалисты, подготовленные так, как это делалось многие годы, тоже могут успешно преподавать в профильной школе. Говоря о фундаментальности, хочу подчеркнуть, что мы поддерживаем принципиальную политику Минобразования РФ, которое запланировало целый ряд научных проектов, позволяющих нам решать проблемы, связанные с модернизацией средней и высшей школы. Я думаю, что это хороший научный подход, который поможет нам создать новую систему подготовки педагогов и найти ответ на вопрос, что же мы хотим получить в результате. Не секрет, что, увлекаясь новыми подходами, новаторы не всегда четко понимают, что строят, на каком фундаменте, что хотят в результате получить. Тут большую роль нужно отводить экспериментальной работе. В прошлом ведущим педвузам доверяли вести экспериментальную работу для отработки нововведений и новаций, и у них есть такой опыт.

Сегодня далеко не теоретический характер приобретает дискуссия о принципах, на которых должно быть построено современное содержание педагогического образования. В качестве важнейшего из них в последнее время часто называют компетентностный подход, на который предлагается перевести педагогическое образование, заменив им принципы научности и фундаментальности. Как математик, я привык оперировать точными определениями, но не так давно на заседании президиума РАО было отмечено, что до сих пор нет точного определения понятий «компетенция», «компетентностный подход». Сама по себе подготовка к решению определенных профессиональных задач не вызывает сомнения, так же как необходимость серьезного усиления практической направленности обучения в педвузах. Недопустимо, когда, как отмечала Госинспекция по результатам аттестации некоторых вузов, студенты выпускных курсов - будущие учителя русского языка допускают много ошибок в диктантах школьного уровня, а будущие учителя математики не справляются с задачами школьной программы. Но при этом нельзя противопоставлять практическую подготовку, «натаскивание» на определенные функции фундаментальному образованию. В условиях быстро изменяющейся социокультурной среды лишь основательная научная подготовка может обеспечить профессиональную мобильность педагога. Резкий крен от фундаментальности и научности в сторону прагматизма грозит серьезными последствиями. Мы убеждены, что профессионализм педагога включает в себя три важнейшие составляющие: фундаментальные научные знания, мощную психолого-педагогическую и методическую подготовку, высокую общую культуру и личностные качества будущих педагогов.

последние годы педвузы испытывали серьезные трудности с организацией практики и ее оплатой. В этом смысле заслуживает распространения опыт Московского департамента образования и Московского городского педуниверситета, которые проводят аттестацию и присвоение более высоких разрядов молодым педагогам на основании годичной стажировки студентов в столичных школах.

Одна из самых острых и актуальных задач - создание в образовательных учреждениях современной материально-технической базы. Для этого необходима корректировка лимита государственных инвестиций на развитие ресурсной базы педвузов и других учреждений системы непрерывного педобразования. Ректоры педвузов всерьез обеспокоены тем, что сегодня речь приходится вести не столько о развитии, сколько о сохранении учебных корпусов, оборудования, лабораторий, общежитий и библиотек. Не будет преувеличением сказать, что в современных условиях укрепление и дальнейшее развитие материальной базы системы непрерывного педобразования становится первостепенной задачей государственной важности. Министр говорит о том, как мы будем модернизировать начальную школу, вводить там изучение иностранных языков, компьютерной грамотности, но, наверное, не все знают о том, что многие педагогические вузы зачастую укомплектованы компьютерной техникой слабее, чем гимназии, лицеи и даже школы. Нужны средства не только для приобретения современной компьютерной техники, но и на комплектование библиотек современными учебниками. Во многих педвузах отсутствуют наборы учебников из федеральных комплектов. Я помню публикацию в «Учительской газете», автор которой совершенно справедливо спрашивал: «А что же мы будем делать дальше, если в педвузах нет необходимых условий для того, чтобы выдавать учителю полноценный диплом на выпуске, может быть, лишить их этого права?» Я думаю, что все-таки лучше пойти иным путем, ориентируясь не на внутренние ресурсы педвузов, которые уже в значительной степени исчерпаны, а на комплекс мер по укреплению материально-технической базы вузов, колледжей и так далее. Это для нас жизненно важное дело, и мы надеемся на выделение необходимых для этого средств. Тем более что впервые за многие годы мероприятия по модернизации педобразования уже стали подкрепляться реальным финансированием в рамках средств федерального бюджета и научных программ. За счет ФПРО подготовлена поставка аппаратно-программных средств на факультеты начальных классов педвузов (таких факультетов 62), в текущем году вузы получат также комплекты электронных изданий учебного назначения, которые уже используются в школах, началась апробация учебных изданий по педагогике и психологии, на основе конкурса определен перечень педвузов, в которые поставят лабораторное оборудование. Надеемся, что эти меры позволят сдвинуть с «мертвой точки» решение острейшей проблемы совершенствования материально-технической базы, на которой должна вестись подготовка педагогов нового поколения.

рограмма модернизации педобразования создавалась как документ оперативного реагирования на проблемы, накопившиеся в подготовке педагогических кадров и резко обострившиеся с началом мероприятий по модернизации образования в России. Система педагогического образования - единственная в своем роде, потому что она непосредственно работает на всю систему образования, такой системы нет больше ни в одной стране мира. Мы не должны потерять эту систему, а это может произойти при передаче педвузов на региональный бюджет (понимая это, Министерство образования поддержало предложения Совета по педагогическому образованию, Ассоциации педвузов и воздержалось от передачи более чем двадцати педагогических вузов на уровень субъектов Федерации), при изменении статуса педагогических вузов. Есть определенные тенденции, о которых мы хорошо знаем, сокращения педвузов, слияния, растворения их в других высших учебных заведениях и так далее. За последние год-полтора в классические университеты перешли высшие учебные заведения в Московской области, Астрахани, Карачаево-Черкесии, Курске. Когда к нам в Совет приходят письма с просьбой поддержать изменение статуса, мы всегда задаем коллегам важнейший, на наш взгляд, вопрос: став классическим университетом, сумеете ли вы сохранить в числе задач первостепенной важности подготовку учителей? Опыт преобразований показывает: как только вуз ослабляет внимание к подготовке педагогов, через некоторое время регион начинает испытывать дефицит учителей. Один из примеров я приводил на съезде ректоров: как только Ставропольский педуниверситет стал классическим, сразу возникли проблемы с педагогами дошкольного и начального звеньев.

Говоря о структурных преобразованиях, не могу не отметить, что интеграционные процессы в нашей системе идут уже многие годы. Одной из организационных форм интеграции стали учебно-научно-педагогические комплексы, в которых объединены по вертикали однопрофильные образовательные учреждения - от детского сада до системы повышения квалификации, а центром стал педагогический вуз. В стране уже работают около 80 таких комплексов, которые реализуют принципы непрерывности и преемственности педагогического образования. Думаю, этот опыт, который стал результатом инициативы на местах, должен быть изучен и поддержан. Сейчас же нередко при создании университетских комплексов объединение ведут по горизонтали, соединяя разнопрофильные вузы и ссузы, при этом непременно поглощается педагогический вуз. Совсем недавно Совет по педагогическому образованию поддержал предложение Коми пединститута создать республиканский педагогический образовательный округ на базе существующего свыше 7 десятилетий педагогического института.

Сегодня мы отчетливее, чем когда бы то ни было, понимаем, какие задачи стоят перед нами, какие проблемы нам предстоит одолеть, нас не пугает, что их много и самых разнообразных, мы надеемся, что программа модернизации педагогического образования поможет решить многие из них.