- Что считать новыми технологиями и новым учебными материалами? Сегодня существует точка зрения, будто это касается всего, что связано с компьютером. А если так, то это, по определению, должно быть всегда перспективным, эффективным и полезным. Но новизну и эффективность необходимо определять не только по технологическому признаку. Как раз для этого при нашем институте по заказу Рособразования создан Федеральный методический центр экспертизы и внедрения новых образовательных технологий в системе общего образования, главная цель и задача которого - методическое сопровождение процессов информатизации общего и среднего образования. Сюда входят отбор, экспертиза, поддержка новых технологий, материалов, инфраструктур, созданных в регионах.

Что же может быть точкой отсчета при отборе новых технологий? На наш взгляд, главный показатель - соответствие целям и результатам федеральных стандартов второго поколения. А это значит, что новые технологии должны отвечать требованиям современности, быть адекватными, работать на человека, востребованного сегодняшней жизни, формировать у него компетенции, которые помогут ему быть успешным.

Наш институт занимается мониторингом и координацией средств, методов и процедур, созданием ЭОР, их экспертизой, апробацией на пилотных объектах. В прошлом году мы исследовали более 3000 электронных ресурсов для старшей ступени, в этом - еще 7000 для основной школы. Сейчас идет экспертиза ресурсов, в которой участвует Институт содержания и методов обучения РАО. Техническую экспертизу проводит компания IBS, педагогическую и содержательную - два педколлектива: лицей №1553 и школа №943 Москвы. Одновременно проводится апробация ресурсов в более 20 школах девяти регионов России. В то же время в 11 регионах идет обучение педагогов по специальной программе, где большое место занимают модули, связанные с использованием ЭОР. Об окончательных итогах говорить рано, но явно, что это новая эпоха.

Здесь очень важно обратить внимание на новое содержание методической работы. Сегодня используются самые современные способы доставки электронных ресурсов нового поколения к их потребителю. Материалы из ФЦПРО попадают в школу как по телефонной и оптоволоконной линиям, так и через спутник. Но успешно использовать все это можно лишь при условии постоянного сопровождения со стороны опытных методистов.

К сожалению, в последние годы отношение к ним изменилось, увы, не в лучшую сторону. Во многих ИПКРО методическая служба претерпела значительные изменения. Есть институты, в которых кабинеты и должности методистов просто исчезли, а специалисты превратились в преподавателей методики, хотя это совсем не одно и то же. После административной реформы очень многие методические кабинеты в муниципалитетах также стали испытывать проблемы. Нередко из экономии средств их просто закрывали, а функции передавали школам.

Так вот, есть надежда, что информационные технологии, которые приходят в школу, помогут вернуть методистов, которые должны выступить в новом качестве. Если прежде они занимались обобщением и внедрением передового педагогического опыта, то теперь этого явно недостаточно. Современный методист должен быть экспертом, аналитиком, технологизатором. Ведь речь идет не об отдельных приемах или методиках, а об изменении целых образовательных технологий.

Учителю мало помочь включить компьютер и подсказать, где находится тот или иной образовательный ресурс. Тут важно профессиональное развитие педагога. А это уже иные компетенции, другие взаимоотношения с педагогом, новые способы получения информации. Поэтому и от методиста требуются совсем иные квалификации. Помимо всего прочего, он должен быть еще и координатором, интегратором, консультантом, андрагогом.

Информатизация школы создает совершенно новую образовательную среду, которая обеспечивает обновление образовательного процесса, использование ресурсов, разработку УМК, сетевое взаимодействие с коллегами, родителями, учениками. Все это требует поддержки, сопровождения и методического обеспечения. Учителей интересует, как все это применять на своих занятиях, как не разрушить урок красивым электронным модулем, способным отвлечь ученика.

В 2008 году нас ждет серьезная работа с нашими партнерами из Республиканского мультимедиацентра, из компании «Информика», с разработчиками ЦОР и учителями. В частности, мы должны договориться об использовании единого языка. Ведь сейчас одни и те же ресурсы кто-то называет ЦОР, а кто-то - ЭОР или ИОР. Но даже если в этих понятиях и существует принципиальная разница, это должно волновать разработчиков, а не рядового пользователя, для которого на первом месте должны быть качество и уместность ресурса.

Нам предстоит разработать методологию использования ресурсов в школе и их типологию по методическим функциям. Например, сейчас некоторые преподаватели высказывают претензии разработчикам, что, когда идет проекция кадра на экран, изображение получается весьма низкого качества. А потом оказывается, что делать этого вовсе и не надо, так как данный ресурс предназначен только для индивидуальной работы. То есть возникает явное непонимание, что и как можно и нужно использовать. Поэтому учителям нужны новые методики и разработки новых типов уроков в ИКТ-насыщенной среде.