Понятно, что сегодня по очень многим причинам невозможно сразу предложить и в полной мере реализовать все идеи, которые, по мнению педагогов школы № 1060, необходимы в Школе будущего. Но уже сегодня можно предлагать и применять новые образовательные методики, вести активную учебу в наглядной и деятельностной среде, разрабатывать новые стандарты условий обучения. Тем более что в этой школе уже сформирован коллектив опытных педагогов и специалистов, способных разрабатывать и реализовывать программы развития, осуществлять проектирование и мониторинг инновационной деятельности, выстроена целостная система повышения педагогической квалификации педагогов: на ее базе ежегодно работают курсы повышения педагогической квалификации, а учителя 1060-й и сами активно осваивают новые образовательные технологии. В рамках проекта «Школа информатизации» специалисты ЦИТУО проводят курс «Информационные технологии в проектной деятельности на базе мобильного класса Маcintosh», а опытные учителя 1060-й - годичный курс для начинающих учителей «Образовательный процесс в наглядно-активной образовательной среде», проводимый силами опытных учителей школы.

Изюминкой проекта Школы будущего, который предлагает и реализует школа №1060, вне всякого сомнения, стало создание среды. Традиционная образовательная среда школы ориентирована в основном на репродуктивное усвоение знания и овладение простейшими алгоритмическими навыками, а для обеспечения компетентностно-ориентированного образования в Школе будущего необходимо построить новый тип образовательной среды, создающей условия для активной самостоятельной учебной деятельности. Это понятно всем, но когда педагог этой школы Сергей Ловягин на конкурсе «Строим Школу будущего» и на конференциях выступал со своими предложениями относительно той обучающей и развивающей среды, которая, по его мнению, должна была быть создана в Школе будущего, его слова многие воспринимали, как несбыточную мечту. Ну в самом деле, как можно устанавливать в холлах и коридорах приборы, позволяющие ученикам работать с ними, постигая смысл физических явлений и законов, говорили они. Но вот в школе №2030 почти все то, что предлагал Ловягин, сделано, и оказалось, что не такими уж несбыточными были его мечты. После этого вполне логично и спокойно воспринимаются предложения школы №1060 по поводу мастерской научных приборов для начальной школы. Что же есть в школе №1060 уже сейчас, и что она предлагает сделать в будущем?

Во-первых, уже сегодня в школе специально оборудованы предметные кабинеты по всем образовательным областям. Для реализации проекта имеются прекрасно оснащенные технологическое и художественное направления: кабинеты материальных технологий (художественная обработка тканей, столярная мастерская, металлообработка, резьба по камню, переносная кузница); информационных технологий (2 класса, в том числе один - мобильный; школьная сеть на основе отдельного сервера с выходом в интернет по оптоволоконному каналу); кабинет изобразительного искусства и мастерская керамики, оборудованная гончарными кругами и большой муфельной печью; три кабинета музыки, укомплектованные разнообразными музыкальными инструментами, обеспечивающие работу школьного музыкального театра, оркестров и хора; два кабинета художественного движения и актовый зал, оборудованный большой сценой, звуковой и осветительной аппаратурой для проведения фестивалей и праздников.

Во-вторых, в школе выстроена целостная система дополнительного образования, школьные спецкурсы ориентированы на моделирование наглядно-активной образовательной среды с участием детей: «Школьный музей увлекательной науки», «Предметы интерьера», «Школьный двор», «Красивая школа», «Музыкальный театр», создан и работает музей увлекательной науки «Феномен», широко известный в Москве и выставляющий экспонаты, сделанные руками учащихся в рамках проектной и исследовательской деятельности, на международных и российских выставках. Кстати, одиннадцать экспонатов музея выставлены в двух залах Московского музея образования. Школьный музей увлекательной науки можно считать прототипом новой наглядно-активной образовательной среды. Несомненным достижением школы стал именно мегапроект «Музей увлекательной науки», в котором учащиеся самостоятельно разрабатывают и конструируют интерактивные научные экспонаты и приборы для изучения физики, химии, биологии и технологии. Кроме того, в школе создаются все условия для того, чтобы дети на практике, начиная с третьего класса, ознакомились с основными процессами выращивания хлеба, гончарного и кузнечного ремесел, строительства дома, овладели технологией изготовления предметов из меди, музыкальных инструментов, витражей, мозаики и так далее.

Но всего этого школе мало, поэтому она предлагает для младших школьников (3-4-е классы) в рамках занятий предметом «Окружающий мир» выделить время на занятия в «Мастерской научных приборов». На этих занятиях они постоянно мастерят простые установки и приборы и проводят на них самостоятельные исследования. По очереди при помощи учителя кто-нибудь из детей снимает видео и фото происходящего на уроке, кто-то из них делает репортаж об этом событии в сети (фотографии с подписями). Педагоги считают, что лучше выделить на это сдвоенный урок и работать по принципу: на первом делаем, на втором записываем (то есть русский язык, окружающий мир, математика и информатика могут быть совмещены в одном занятии), что удобно иметь для этого отдельное помещение на 30 человек, оборудованное всем необходимым инструментом и материалами. Специально для этого школа выделяет и оборудует класс естествознания. Много методического материала для организации мастерской уже есть после получения школой министерского гранта в рамках конкурса инновационных школ по нацпроекту «Образование», а Сергей Ловягин считает, что в рамках занятий в мастерской можно проводить и целую серию уроков с наборами Корнелии Меллер. Кстати, чтобы реализовывать все это, педагоги школы изучили мировой опыт создания наглядно-активной образовательной среды. К тому же у школы сложились партнерские отношения с МИОО, Московским музеем образования, Московским государственным педагогическим университетом, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Институтом теоретической и экспериментальной физики РАН, Институтом новых технологий в образовании, Центром информационных технологий, Методическим центром Центрального окружного управления образованием, а также с московскими, российскими и немецкими школами.

По заказу Министерства образования и науки РФ рабочие группы МИОО, в состав которых входили сотрудники школы №1060, выполнили проекты «Формирование перечня учебного и компьютерного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, и его научно-методическое обоснование» и «Создание Концепции образовательной среды города, ориентированной на поддержку освоения обучающимися наук и технологий». На протяжении ряда лет отдельные элементы наглядно-активной образовательной среды проходили апробацию в московских школах-новостройках, научных музеях (в том числе - в Московском музее образования) и на фестивалях увлекательной науки. Именно поэтому накопленный к настоящему времени научно-теоретический и практический опыт позволяет школе №1060 разрабатывать и внедрять в образовательное пространство столицы целостную концепцию наглядно-активной образовательной среды Школы будущего.

Чрезвычайно важной для педагогического коллектива 1060-й стала идея создания реальной поливариантной образовательной среды, которая дает возможность реализации учащихся разных способностей. Для эффективного использования богатого арсенала предметной среды для разных детей, считают педагоги, необходимы: определение (мониторинг) индивидуальных особенностей каждого, многообразие форм работы, соотнесение их со стандартами образования. Насыщенная образовательная среда создается для детей разных возможностей; а служба мониторинга создается для поиска адекватного формата и оборудования для каждого ребенка, при этом индивидуализация образовательного процесса предполагает формирование образовательной среды широкого профиля и возможностей. Например, гиперподвижному ребенку нужно обеспечить возможность работы в мастерских, в то время как для некоторых других детей больше подходят занятия в естественно-научной лаборатории. Есть дети, которые нуждаются в активном предметном действии для достижения понимания, другие ориентируются при этом на наглядное восприятие, третьим достаточно понятийного содержания. При этом все категории учащихся эффективно осваивают содержание образования при условии разнообразной активной деятельности, которую и призвана обеспечить новая образовательная среда. Мастерство учителя - предлагать учащемуся подходящий способ деятельности и использовать адекватный метод работы из своей палитры.

Сегодня в школе создается мастерская моделирования истории и архитектуры Москвы. Используя имеющиеся наработки, школа разрабатывает проект художественного оформления школьной среды с участием детей. В нем интегрируются занятия изобразительным искусством, проектная деятельность и краеведческая, музейная работа. В рамках изучения школьных предметов происходит культурно-историческое переживание различных эпох. Учащиеся осваивают базовые технологии прошлого: письмо пером, кириллическим, готическим, греческим шрифтом; выращивание хлеба, строительство дома, изготовление изделий из глины, железа, меди, дерева. Имеющийся у школы опыт изучения технологий начиная с первого класса позволяет разработать целостную систему освоения технологий, в том числе в культурно-историческом аспекте. Развитие этого направления перспективно еще и с точки зрения поддержки проектной деятельности учащихся, поскольку изготовление материальных продуктов учащимися требует разнообразного инструмента и освоения соответствующих технологий. Эта деятельность продолжается в старшей школе (10-11-е классы) в форме индивидуальных исследовательских и конструкторских проектов (в области естественных наук - уже не для всех, а только для желающих). Для этого в школу, конечно, нужно было бы привлечь молодых ученых в роли консультантов, заинтересовав их участием в проекте, а результаты этой деятельности представлять на внутришкольных и межшкольных конференциях и конкурсах. Готовые работы могли бы пополнять школьный музей увлекательной науки, а результаты проектных работ учащихся сами могут стать элементами образовательной среды школы, поскольку их можно использовать в учебном процессе в качестве пособий.