Мария ПЕРФИЛЬЕВА, менеджер по проектам образования РООИ «Перспектива»:

- Мы давно сотрудничаем с детским садом №1465 «Наш дом на Пресне», который уникален тем, что его наряду со всеми детьми посещают и дети-инвалиды. Естественно, мы только приветствовали инициативу «Нашего дома на Пресне» и центра «Тверской» по проведению эксперимента. Руководство Управления образования ЦАО сделало смелый шаг, первым поддержав это начинание. Эксперимент идет успешно вот уже четвертый год. «Первые ласточки» закончили начальные классы, и теперь мы ждем, как пойдет у детей с особыми образовательными потребностями учеба в среднем звене.

В июне 2004 года по инициативе РООИ «Перспектива» прошла первая конференция по вопросам инклюзивного образования, в работе которой приняли участие работники образования не только из регионов России, но и других стран. На этом мероприятии российские специалисты, в том числе и участники эксперимента, про который мы тут говорим, узнали много полезного - от общих постулатов инклюзии до конкретных методик введения детей-инвалидов в общий учебный процесс. Например, многие впервые узнали, что в инклюзивной школе почти к каждому школьнику-инвалиду должен быть приставлен помощник учителя - тьютор. Сейчас тьютор может казаться роскошью, но не зря в Управлении образования ЦАО говорят о важности разработки законов, позволяющих реализовать инклюзивные модели образования во всех желающих школах. Тогда найдутся все необходимые финансы, тем более что давно доказано: обучение ребенка с особыми потребностями в коррекционных школах стоит гораздо дороже, чем обучение в школе общеобразовательной по инклюзивной методике.

Конференцией дело не ограничилось - «Перспектива» регулярно проводит тренинги и семинары по вопросам инклюзивного образования на базе образовательных учреждений ЦАО, которые охотно посещают преподаватели школ, включенных в уникальный эксперимент.

Шесть школ в Центральном округе Москвы доказали - детям-инвалидам ничто не мешает учиться. Нужны только меры сопровождающей поддержки, которую обеспечивают дефектологи, педагоги-помощники и специалисты. Оптимально, чтобы в классе были по два-три ребенка с особенностями развития, а сам класс насчитывал не больше 20 человек - тогда не изменится качество проводимых уроков. И главное - нужны законы об инклюзивном образовании. Законы, которые только подтвердят давно известную мысль, что все люди равны, равны независимо от происхождения, цвета кожи, наличия той или иной физической или интеллектуальной особенности. Мир многообразен, и разве это плохо?

Парадоксально, но инклюзия будет окончательно успешной, когда исчезнет само понятие «инклюзивное образование». Пока инклюзивная школа в диковинку - слово «инклюзивная» подчеркивает ее отдельность от обычных общеобразовательных школ. Но в будущем, хочется верить, наличие особых детей в общеобразовательных школах станет в порядке вещей, и надобность в особом термине отпадет сама собой.