В нашей системе образования издавна сложилось так, что дети с особенностями развития независимо от тяжести этих особенностей находятся вне общешкольного учебного процесса. На обучение детей-инвалидов направлены силы коррекционных программ самых разных специальных педагогик - тифлопедагогики, сурдопедагогики и других. Спрашивается, почему особые дети не могут учиться наравне с обычными сверстниками в обычных, а не коррекционных школах? В большинстве случаев «особость» - не такая уж помеха на пути к получению полноценного образования. Во многих странах мира уже в течение 20 лет большинство детских садов и школ работают по принципу инклюзии, то есть стремятся к включению в процесс получения образования всех детей, ценят различия между ними, оказывают им поддержку по ходу учебы и не забывают об индивидуальных потребностях и способностях учеников.

В российской педагогической практике понятие об инклюзивном образовании появилось всего около 15 лет назад. Только недавно начали воспринимать учащегося-инвалида как человека с особыми образовательными потребностями. По данным Министерства образования, такие образовательные потребности есть более чем у 1,5 миллиона российских детей. Таким образом, они лишены права на получение самого обычного среднего образования в самых обычных школах.

Не секрет, что воспитанники домов-интернатов социальной защиты зачастую выходят «в люди» не готовыми к самостоятельной, полноценной жизни в условиях современного общества. Качество образования и казенные условия интерната отнюдь не способствуют гармоничному развитию особого ребенка. Впрочем, и чисто надомное обучение тоже зачастую может приводить к печальным результатам.

Многие родители хотят, чтобы их дети, имеющие инвалидность, учились в близлежащих школах. Однако туда таких детей не так просто устроить. Причин этому много. Протестуют педагоги, не знающие, как включить ребенка с инвалидностью в школьную жизнь. К школе не добраться доступным транспортом. В школьные двери не войти из-за отсутствия пандуса или не подняться на этаж выше к нужному кабинету ввиду того, что нет подъемника. Наконец, сами родители не владеют полной информацией о правах детей на получение образования и путях реализации этих прав.

В основе концепции инклюзивного образования лежит безоговорочное право детей-инвалидов и их родителей на выбор той образовательной системы, которая будет наиболее эффективной для того или иного ребенка. В педагогической практике должна развиваться такая модель, при которой особые дети смогут учиться в общеобразовательных, массовых школах так же, как и их сверстники.

Инклюзивное образование имеет ощутимые преимущества по сравнению с уже сложившейся коррекционной моделью, которая не может обеспечить такое высокое качество образования и широкие возможности социализации детей-инвалидов. Но инклюзивное образование станет эффективным только тогда, когда в общеобразовательных школах будут созданы все необходимые условия: нормативно-правовая база, необходимые педагогические и методические ресурсы, доступная инфраструктура.