Александр УВАРОВ (РАН):

- Недавно объявлены предварительные результаты Международного сравнительного исследования уровня информатизации общего образования (SITE2006). В этом исследовании впервые приняла участие Москва: и в составе страны, и как отдельная «страна-регион». (Таких прецедентов в данном исследовании еще три - две провинции Канады и Каталония.) Интересно, что большая часть вопросов в исследовании касалась не того, какие компьютерные инструменты используют учителя и учащиеся, а того, какие изменения в образовательной практике реализованы и ожидаются благодаря этому. Проводили исследование Секция информатики и прикладной математики РАН (Вычислительный центр им. А. А. Дородницина) и Московский институт открытого образования. Материалы для исследования были собраны в четырех сотнях школ из 49 регионов России и в таком же числе из московских школ. В этих школах на вопросы исследования отвечали директора, координаторы информационных технологий и учителя естественно-математических дисциплин, работающие в восьмых классах.

Как показало исследование, оснащенность компьютерами московских школ примерно такая же, как и по стране в целом, и такая же, как, скажем, в Чили и Словакии (конечно, она ниже средней по исследованию).

В чем же Россия отличается от других стран и Москва от России? Оказывается, что многие директора московских школ видят в ИКТ очень существенный инновационный элемент (столь же большое значение этого показателя есть только в Онтарио). Тот же показатель для России в целом имеет среднее значение. С чем это может быть связано?

Если обратиться к оценке уровня оснащения школ средствами ИКТ, то различие между Москвой и Россией можно найти: в московской школе в 2006 году было существенно больше дополнительного оборудования и цифровых образовательных ресурсов для применения в изучении различных предметов, чем в среднем по России. Например, в Москве проекторы не имеют только 18 процентов школ, и почти в половине школ есть по нескольку проекторов, а в Российской Федерации проекторы отсутствуют в двух третях школ. Кроме того, в Москве около 4 процентов школ с высоким уровнем оснащенности, а в России их доля существенно меньше.

Два указанных различия (лучшее оснащение учебных предметов и существенная доля высокооснащенных школ), видимо, связаны с тем, что в Москве уже много лет последовательно реализуется стратегия информатизации общего образования, ориентированная на широкое использование инструментов учебной деятельности и информационных источников во всех школьных предметах, и с тем, что оснащение школ идет индивидуально, в соответствии с их обоснованными планами, и доля таких школ уже достигла нескольких процентов.