- Анатолий Николаевич, кто вошел в вашу рабочую группу?

- Моим заместителем по рабочей группе стал математик и компьютерщик Алексей Семенов - главный конструктор по направлению «Образование» программы «Электронная Москва», а вошли в группу такие ученые, как академик РАО Виталий Рубцов - ректор Московского психолого-педагогического университета, Михаил Левицкий - декан Московского городского педагогического университета, лидеры информатизации школы - Алексей Муранов (УВК «Измайлово»), Александр Гиглавый (Лицей информационных технологий), Андрей Столяров (гимназия № 1528), юрист Елена Болотова, директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, главный конструктор программы «Электронный Зеленоград» Виктор Мельников и многие другие специалисты. Работа была организована естественным образом: был сформирован план, назначены ответственные за проработку тех или иных вопросов, заслушивались сообщения, дополняющие друг друга, обсуждались и принимались документы.

- У каждого префекта дел хватает, почему для вас стала главной работа над моделью Школы информатизации?

- Все годы, которые я наблюдал за информатизацией школы, меня не оставляло ощущение какого-то любительства, постоянного экспериментирования. Я не против эксперимента - научное исследование, нахождение новых технологических решений, даже прогресс в искусстве невозможны без эксперимента. Однако, если сегодня информатизация - это дело энтузиастов-одиночек, любителей и экспериментаторов, то почему мы тратим на это столько бюджетных денег, почему мы ставим в каждую школу дорогостоящее оборудование? Ведь ясно, что экспериментаторов нельзя найти в каждой школе. Поэтому задачу создания модели Школы информатизации, поставленную Юрием Михайловичем Лужковым, я понимал именно как выработку системы типовых решений, по которым может работать каждая школа региона, а возможно, и России.

- А что такое типовые решения в области информатизации?

- Прежде всего это, конечно, фиксация места информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Мы много лет говорим о том, что компьютер нужно использовать во всех школьных предметах, но в стандартном учебном плане компьютеры есть только в информатике. Мы разобрали на одном из заседаний рабочей группы примеры того, как в отдельных московских школах различные средства ИКТ используются в разных предметах. На основе нашей рекомендации Департамент образования принял базисный учебный план, где такая возможность зафиксирована.

Как распределять технику по школам, как планировать ее использование? На этот вопрос мы тоже попытались дать ответ. Ключевая фигура здесь учитель, и предоставление техники школе должно определяться, прежде всего, готовностью учителя к ее использованию. Мы сформулировали требования к учителю, ко всей школе в целом, необходимые для реализации модели Школы информатизации и последовательного наращивания ее уровня информатизации. Обоснованные заявки на оснащение техникой, планы ее использования должны идти снизу, но получить поддержку и контроль выполнения сверху. Система образования должна быть реальным заказчиком средств ИКТ и определять, что ей нужно.

- Какие средства ИКТ должны использоваться в школах?

- Анализ учебного процесса по всем школьным предметам сегодня и перспективы развития образования на завтра позволили нам дать ответ на этот вопрос. При этом выделяются ИКТ-средства общего назначения, такие как компьютер, редактор текстов, Интернет-браузер, видеокамера. Есть и специальные, предметные - например, цифровые измерительные приборы, инструменты компьютерного анализа и визуализации данных для физического эксперимента и так далее. Характеризация всего этого ИКТ-обеспечения учебного процесса, условий обучения должна войти в новый образовательный стандарт в соответствии с недавно принятыми поправками к закону об образовании.

Еще одно направление - это описание всех сервисов, которые должны быть обеспечены в Школе информатизации. Здесь и сервис цифрового журнала, в определенных своих измерениях открытого для учителей, администраторов, учащихся и их родителей, и сервис формирования электронного портфолио учащегося. Но здесь и мониторинг здоровья учащегося, формирование электронного паспорта здоровья. Есть и чисто технологические сервисы - системное администрирование, обслуживание техники, например. Эти сервисы должны быть стандартизованы и обеспечены в каждой школе информатизации. В какой форме, за счет каких средств - должны решать Департамент образования, окружное управление образования.

- Правительство Москвы много лет поддерживает разработку электронных ресурсов для образования. Каковы результаты и перспективы, как это согласуется с федеральными планами?

- Начну с федеральной перспективы. Дмитрий Анатольевич Медведев, который в Правительстве России координирует национальные проекты, неоднократно говорил о необходимости серьезной работы по содержательному наполнению российского Интернета, при этом в качестве примера такого наполнения он приводил работу московского Института новых технологий совместно с федеральным ГУП «Просвещение» по созданию федерального общеобразовательного портала.

Я считаю, что неправильно платить за каждый новый «электронный учебник». Надо создавать общенациональный банк стандартизованных источников информации так, чтобы каждый учитель и автор учебника мог найти нужную ему иллюстрацию, фрагмент кинофильма, исторический документ, архивную фотографию и использовать в своей работе. Если эта работа коммерческая, то за использование нужно платить, если учитель хочет показать репродукцию «Утра в сосновом лесу» на экране в классе, то платить за это смешно. Право на использование в школе инструментов информационной деятельности учителя и учащегося также должны приобретаться на федеральном уровне. В последние годы мы пытались реализовать эти принципы на уровне региона. Надеемся, что во все большей степени эти задачи будут решаться на федеральном уровне.

- Хорошо известна такая ситуация: в эксперименте все удается, а вот до массовой школы результаты эксперимента доходят не всегда. В Москве удается переломить ситуацию?

- На мой взгляд, Департаменту образования удалось перейти от отдельных пилотных, экспериментальных школ к массовой информатизации. В этом году все одиннадцатиклассники готовятся к ЕГЭ в Интернете, персональную подготовку получают все члены олимпийской сборной, через систему независимой общественной аттестации проходят все учащиеся соответствующих классов, программы помощи отстающим из малообеспеченных семей, дополнительного образования детей-инвалидов рассчитаны на всех детей соответствующих категорий. Правительство Москвы работает над своей стратегией в сфере детства. Мы считаем, что задача прямого соединения современной науки и технологии со школой должна быть в этой стратегии приоритетной, и дали туда свои предложения, направленные на конкретизацию этой работы в реальных временных рамках.

- Не секрет, что информатизация стоит денег. Оправданны ли такие траты, ведь у образования есть и много других нужд?

- Все зависит от того, какие цели ставит перед собой общество, государство. Если мы хотим, чтобы Россия была мировой научно-технологической державой, если мы хотим строить реальную экономику, базирующуюся на знаниях, то у нас нет выбора. Я не представляю себе будущего Зеленограда, Москвы, России без самых современных информационно-коммуникационных технологий, которыми владеет каждый выпускник школы. Нам нужно учить детей так, чтобы они умели в любой производственной, вообще - жизненной ситуации получать от информационной технологии все, что та сможет дать. А это можно сделать, только ставя перед ними соответствующие задачи во всех школьных предметах и давая им в руки информационные инструменты. Деньги, конечно, нужны на средства ИКТ. Однако разработанный нами подход позволяет существенно экономить бюджетные средства. Полное обеспечение потребности всех подготовленных учителей при планировании и учете результата потребует от нас в разы меньшего финансирования, чем равномерная раздача компьютерных классов по всем школам. Важно при этом регулярно оплачивать все сервисы по ценам, определяемым рынком услуг и конкурсом городского заказа.

- Знакомились ли вы с мировым опытом информатизации? Есть ли там что-то, что нам стоит перенять?

- Мы изучали опыт информатизации разных стран, приглашали для выступления перед рабочей группой специалистов из США, Великобритании, Швеции, Турции, организовывали семинары. Мы достаточно многое для себя почерпнули, например, в области Интернет-сервисов и Интернет-безопасности в школах. Очень интересен британский опыт, где правительство страны, местные власти в течение десятилетий ведут последовательную политику информатизации, инвестируют значительные средства. На острове Мэн столько же школ, сколько в Зеленограде, компьютеров в школах - 12 тысяч. При этом в министерстве образования острова информатизацией занимаются два с половиной человека. Они видят состояние каждого компьютера, раздают по сети нужную информацию, обновляют программное обеспечение. Здесь нет вопросов о лицензионной чистоте, компьютерных вирусах, неисправности обнаруживаются и устраняются не за недели, а за минуты. Сейчас такая же система развернута в Центре образования № 2030 - «Школе будущего».

- А в других московских школах модель Школы информатизации реализуется?

- Различные элементы Школы информатизации реализуются, а по существу, они зародились уже во многих школах города: в лицеях информационных технологий №№ 1535 и 1537, в технологической школе № 1299, в гимназии № 1528, в Центре образования «Технологии обучения» (он, кстати, занял первое место в конкурсе «Строим школу будущего»), который ведет обучение детей-инвалидов, выстраивая весь образовательный процесс в Интернете. Каждый ученик этой школы имеет ноутбук и полный набор дополнительного оборудования. Владимир Михайлович Платонов рассказывал об этой школе в презентации Москвы на Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге в мае 2007 года. Я считаю этот опыт уникальным, не случайно он вызывает значительный интерес у представителей многих стран Совета Европы.

Сотрудничество

Надежда Заварзина, директор ижевского гуманитарно-юридического лицея № 86, Республика Удмуртия:

- Мы создали учебный центр информационных технологий, но чем дальше продвигались в своей работе, тем в большей степени нам требовалось сотрудничество с продвинутым регионом, чей опыт помогал бы нам. Одним из важных пунктов нашей программы стала «Автоматизация управляющей системы лицея», и уж тут мы никак не могли обойтись без московского опыта.

С начала 2006-2007 учебного года мы сотрудничаем с Московским информационно-аналитическим центром, вместе занимаемся автоматизацией работы нашего лицея посредством программного комплекса «Школьный офис».

В октябре 2007 года совместно с Информационно-аналитическим центром Департамента образования Москвы мы провели на базе нашего лицея республиканский семинар «Комплексный подход к созданию информационно-образовательной среды школы». Этот семинар при поддержке москвичей помог объединить усилия работников всех звеньев системы образования для решения современных проблем информатизации.