Александр КУТУЗОВ, ректор МГПИ:

- Сегодня стал общепризнанным тезис о том, что в Детском саду Будущего и Школе Будущего необходимо создать все условия для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей. При этом никто не будет отрицать тот факт, что воспитать Личность может только Личность. Поэтому в основу всей методической работы тоже должен лечь личностно-ориентированный подход к работе с педагогами, предлагающий формирование у них личностной и профессиональной готовности к работе в условиях выбора образовательных альтернатив и формирования личностных смыслов профессиональной педагогической деятельности. Это будет возможно только в условиях формирования такой системы координат, в рамках которой происходит не только развитие педагогической деятельности и становление профессионально значимых качеств личности педагога Детского сада Будущего и Школы Будущего, но и появляется способность к самостоятельному конструированию личностного смысла профессиональной деятельности педагога. Однако для этого вся система методической работы с кадрами должна быть перестроена, переориентирована с режима функционирования на режим развития.

Как известно, в Москве был проведен конкурс «Детский сад Будущего», и преподаватели нашего института приняли участие в организации этого конкурса, в работе жюри. Дело в том, что проблемы разработки модели Детского сада Будущего и Школы Будущего давно волнуют нас. В рамках нацпроекта наш вуз ведет разработку исследовательского проекта «Детский сад Будущего», уже разработаны модель, концепция развития и образовательная программа инновационного детского сада, поданы документы на открытие экспериментальной площадки «Детский сад Будущего» на базе ДОУ № 2574 САО, комплектующейся выпускниками МГПИ, мы будем обеспечивать научно-методическое сопровождение ее деятельности. Сотрудники МГПИ принимали также активное участие в подготовке и организации московского городского конкурса «Школа Будущего», выступали экспертами конкурса, оказывали консультативную помощь образовательным учреждениям - участникам проекта. Для своих подопечных мы проводили «круглые столы» и семинары-практикумы.

Большую роль в этом играет разработка программ курсов повышения квалификации, которая осуществляется в нашем вузе: «Проблемы и пути совершенствования педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях», «Проектирование Детского сада Будущего: направления совершенствования образовательного процесса», «Психолого-педагогические основы организации непрерывного дошкольного, начального образования», «Технологии непрерывного дошкольного, начального образования: управление качеством педагогического процесса» и др. Кроме того, в институте работает Центр наставничества молодых специалистов, который способствует формированию единого методического сообщества педагогов и ученых.

Вместе с Северным окружным управлением образования мы стараемся сделать так, чтобы в формирование единого воспитательно-образовательного и социокультурного пространства были вовлечены все заинтересованные лица: представители советов заведующих и директоров округа, творческих групп педагогов детских садов и школ. Кроме того, мы осваиваем дистанционные формы научного и методического консультирования, проводим дистанционные «круглые столы» и мастер-классы. Например, мы провели дистанционные мастер-классы «Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами музейной педагогики» и «Святые наши имена» в рамках международной научно-практической конференции «Проблемы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры», которая проходила в Москве в мае 2007 года. Для Детского сада и Школы Будущего дистанционные формы организации методической работы - хорошая альтернатива традиционным формам работы с педагогическим коллективом и возможность для обмена и расширения опыта, для включения в международное образовательное пространство и получения грантов в сфере инновационных образовательных технологий. Кроме того, это приучает педагогов к практике осуществления коллективных творческих дел и пониманию того, что социум и международное сообщество положительно оценивает их опыт по созданию Детского сада и Школы Будущего. Например, в рамках проекта «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества», который разрабатывается в МГПИ, одним из таких КТД стала разработка программы социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в группах кратковременного пребывания в Детском саду и классах полного дня в Школе Будущего.

Специфика нашего подхода заключается в осознании целей воспитания как единых для всего коллектива, требующих объединения усилий всех его членов и сотрудничества с родителями воспитанников или учеников, организации заинтересованного делового общения коллег, которое станет важной предпосылкой для личного, игрового и духовного общения. К тому же в процессе выполнения коллективного дела необходимо разделение труда, делегирование полномочий и осуществление самоконтроля процесса и результатов индивидуальной и коллективной деятельности педагогов детского сада и школы.

Конечно, перечисленные формы методической работы с педагогическими коллективами Детских садов и Школ Будущего не исчерпывают всего их многообразия. Однако на практике получается так, что в детском саду в основном используются свои формы, в школе - свои, так о каком же сотрудничестве может идти речь? Но нужно уметь делиться опытом своих побед и поражений, используя его как в качестве «кирпичиков» в общем деле - воспитании личности, которая осознает свои возможности и умеет их реализовать, умеет делать выбор и отвечать за него. Мы хотим такими видеть своих воспитанников и учеников. Для этого мы должны научиться быть такими сами.

Для реализации этой цели, конечно, необходимы кадры, способные работать в новых, изменяющихся условиях. Могу сказать, что для обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями системы образования Москвы в нашем институте разрабатываются и реализуются практико-ориентированный подход к обучению и к организации педагогической практики. Разные виды учебно-производственной практики, например, стажерская практика, позволяют студентам еще в процессе обучения погрузиться в педагогическую деятельность, освободиться от педагогических стереотипов, на основе информационного обогащения сформировать образцы креативного поведения и создать условия для развития творчества. Именно это дает возможность выпускнику адаптироваться к современным требованиям и найти свое место в педагогическом сообществе еще до окончания вуза. Поэтому многие наши выпускники уже сейчас - перспективные молодые специалисты, занимающиеся разработкой моделей Детского сада и Школы Будущего.

Виктор КИЧАТОВ, начальник Северного окружного управления образования:

- Наш округ участвовал в конкурсе «Строим Школу Будущего», в котором победили школа №597 района Ховрино, центры образования городского подчинения №218 и №1679. Очень трудно говорить о будущем, не зацикливаясь на проблемах настоящего. Конечно, Школа Будущего должна иметь совершенно иную инфраструктуру. Но не это главное: мы знаем примеры, когда школам давали много денег, закупали самое современное оборудование, делали педагогам высокие зарплаты, а школы были неинтересными и на будущее уж точно работать не могли. У нас на первом плане прежде всего содержательные моменты, настрой на инновационную работу всего педагогического, родительского и ученического коллективов.

Но могу сказать, что вначале наши педагоги весьма осторожно относились к идее «Школы Будущего»: они осведомлены о том, как порой выдвигаются некие новаторские идеи и как потом они тихо сходят на нет. Именно участие в конкурсе МГПИ, его специалистов, которые нам известны как очень серьезные люди, доводящие все поддерживаемые ими идеи до практического воплощения, привело нас к созданию такой совместной программы, в самом деле работающей на будущее, на иное содержание образования. Мы отлично понимаем, что Детский сад Будущего начинается с воспитателя, Школа Будущего - с педагога, имеющих иное мышление и отношение к процессу обучения и воспитания.

Это особенно актуально в разработке инновационных форм дошкольного образования, которые реализуются на базе нашего округа. В его работу активно внедряются новые формы дошкольного образования: к 1 сентября 2007 года в округе были открыты 6 центров игровой поддержки детей раннего возраста, дополнительно будут открыты 6 консультативных пунктов для всех родителей (законных представителей) и родителей, воспитывающих детей в условиях семьи, служба ранней помощи родителям и детям, а также лекотека для работы с детьми с проблемами в развитии, которые не могут посещать дошкольное образовательное учреждение. При этом новое появляется в сотрудничестве с наукой и при подготовленном кадровом обеспечении.

В нашем округе есть концепция и программа экспериментальной площадки «Формирование научно-исследовательской среды становления креативных способностей индивидов различных возрастных групп в условиях непрерывного образования от детского сада до вуза». Научное руководство и непосредственное участие в деятельности площадки взял на себя Московский гуманитарный педагогический институт, и всю работу мы теперь представляем себе как реальный вклад нашего округа, его образовательных учреждений в реализацию городского проекта «Школа Будущего».

Мы считаем так: чем больше педагогов и образовательных учреждений самых разных и по уровню работы, и по профилю, и по составу педагогических коллективов, и по опыту деятельности будут принимать участие в общей работе, тем точнее и реальнее будет в конце концов модель Детского сада Будущего и Школы Будущего, а в целом - модель системы образования, которую мы будем выстраивать для будущего.

Ирина ИЛЬИЧЕВА, директор Центра образования №1409:

- Совместно с нашими коллегами по эксперименту мы планируем с помощью новых, более эффективных педагогических технологий, авторских методик построить модель педагогического процесса, которая обеспечивала бы поддержание и развитие креативных способностей личности на разных возрастных этапах ее становления в условиях непрерывного образования.

В рамках проекта предполагается дальнейшее развитие сотрудничества с окружными и муниципальными организациями и средствами массовой информации, родителями учеников и жителями микрорайона «Хорошевский», проведение методологических семинаров, открытых мероприятий, рефлексивных занятий и «мозговых штурмов».

В рамках деятельности экспериментальной площадки мы реализуем три концептуальных принципа развития образования.

«Принцип партнерства» предполагает совместную деятельность образовательных учреждений различного типа: детский сад-школа-высшее учебное заведение.

«Принцип целостности» - действие в рамках единой стратегии деятельности ОУ в развитии креативных способностей детей на различных возрастных этапах.

«Принцип саморазвития» будет реализован при выработке единой системы взаимодействия различных ОУ: учителя начальной школы посещают занятия в подготовительной группе детского сада, обмениваются опытом подготовки к школе, совместные кафедры преподавателей вуза и центра образования, прохождение практики студентов в базовой школе.

Мы надеемся, что сотрудничество с дошкольными учреждениями и Московским гуманитарным педагогическим институтом позволит нам разработать и реализовать свой оригинальный вариант построения новой модели «Школы Будущего».