- В 2006 году Московский городской совет родительской общественности был включен в число 14 институтов гражданского общества, которые участвовали в экспертизе результатов деятельности лучших учителей и образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Но родители, не занимающиеся педагогической деятельностью в системе образования, испытывали трудности при оценке работы школы по тем или иным критериям, например, «Продуктивности реализации программы развития». Очень скоро мы поняли: чтобы проводить качественную экспертизу, нужно быть сведущими в деятельности учителя. Иными словами, мы почувствовали, что нам всем необходимо учиться, приобретать новые знания. Вот тогда-то Московский городской центр качества и предложил нам позаниматься на курсах, открытых для подготовки общественных экспертов. В прошлом году многие члены городского совета родительской общественности занимались на этих курсах и получили соответствующие сертификаты. Поэтому в 2007 году наша работа по экспертированию работ учителей и школ была более системной и грамотной. Уже никто не мог сказать, что общественные эксперты судят о работах поверхностно и дают субъективные оценки.

Опыт, который родители получают при проведении экспертизы, позволил нам оценить и действенность работы школ, где мы возглавляем родительские комитеты, понять, что школа делает для реализации своей программы развития и повышения качества образования наших детей. Одной из задач родительского совета может стать участие в независимой оценке образовательных учреждений города и в развитии такой системы оценивания.

Должна сказать, что в Москве реализация нацпроекта «Образование» в части общественно-государственного управления дала неожиданные результаты. Нас, родителей, включили в состав общественных комиссий по аккредитации школ. Работа эта, конечно, для нас нова и тоже необычайно ответственна. Дело еще и в том, что школы до этого такой общественной аккредитации еще не проходили, но всем нам вместе очень интересно оценивать достижения учебных заведений с точки зрения родителей, общественности и соотносить их с оценками государственных аттестационных служб, заключениями методических центров, которые есть в каждом из 10 округов столицы.

Должна сказать, что в работе с общественностью Москва пошла еще дальше. В 2007 году году по предложению мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова была создана независимая городская Общественная палата по образованию. В палату вошли 50 весьма уважаемых в городе человек, которые представляют различные общественные организации. Юрий Михайлович сразу сказал, что карманная Общественная палата городу не нужна, видимо, поэтому нам дали большие полномочия по экспертизе законов и различных нормативно-правовых актов, право заслушивать отчеты управленцев самых разных уровней, посещать все заседания органов исполнительной и законодательной власти, высказывать свою точку зрения по поводу законов, принимаемых городом, причем не только тех, что связаны с образованием, но и тех, что связаны со здравоохранением, культурой, социальным обеспечением и многими другими важными сферами.

В рамках нацпроекта «Образование» сегодня в Москве создаются управляющие советы. На своих заседаниях городской совет родительской общественности рассматривает и обобщает опыт работы округов с тем, чтобы опыт лучших стал достоянием всех. Безусловно, лидирует в деятельности управляющих советов Южный округ Москвы - тут советы созданы во всех образовательных учреждениях и добиваются больших успехов в работе. Во всяком случае, тут управляющие советы стали силой, с которой не могут не считаться управленческие структуры.