Нынче родители и их дети оказываются не подготовленными к выбору адекватного образовательного маршрута, а стратегии профессиональной ориентации старшеклассников, разработанные в прошлые годы, мало применимы в современных условиях, когда серьезно изменились и ситуация на рынке, и ментальность общества. Многие дети убеждены, что можно работать мало, а получать много, и теряются перед требованиями работодателей, для которых важны ответственность, мастерство и профессионализм работника.

71 процент старшеклассников желают достичь карьерного роста, но не знают, не только как это сделать, но и кем быть в принципе. Поэтому главная задача школы, убеждена Галина Аникина, - обеспечить психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в период их самоопределения, моделировать ситуации выбора образовательного маршрута, ориентировать их на продолжение образования, принимая во внимание социально-экономическое, образовательное и социокультурное пространство современного мегаполиса, информационные потоки, которые влияют на выбор. В этой ситуации уже не может быть речи исключительно о поступлении в любой вуз, о получении любого высшего образования по принципу «лишь бы диплом иметь». Уже в школе старшеклассник может выбрать для себя как необходимую ступень и среднее профессиональное образование, если сознательно придет к такому выбору.

Ценность научного исследования, которое выполнила Галина Аникина, прежде всего в том, что оно очень сильно связано с практикой педагогической работы, которую ведет школа, где работает Галина Ивановна, а также еще две школы Юго-Восточного округа - 1912-я и 1047-я. В этих школах педагогическая поддержка образовательных планов старшеклассников была предложена в виде профессионально ориентированных заданий, элементов исследовательской и проектно-практической деятельности, имитирующей процесс овладения будущей профессиональной сферой, погружения в ее среду. Педагогические коллективы трех школ демонстрировали им образцы послешкольной профессиональной карьеры, раскрывали роль собственных творческих усилий, самовоспитания профессионально значимых качеств, готовности к самообразованию. Кроме того, эта научная работа важна для учителей, которые подчас с трудом разбираются в том, что происходит на рынке труда, а потому не всегда уверены в правильности рекомендаций, которые они дают старшеклассникам, испытывая недостаток знаний о психологии современных старшеклассников, подчас не могут правильно диагностировать их профессиональные возможности. К тому же учителям порой трудно вступать в откровенный диалог со старшеклассниками. Именно поэтому в работе Аникиной дан алгоритм форм и методов работы педагогов по ориентации старшеклассников на продолжение образования. Все это востребовано в сегодняшней школе, и Галина Ивановна отвечает на эту востребованность конкретными рекомендациями для коллег не только своего учебного заведения, но и других школ. Это очень хорошо, потому что если результаты научной работы востребованы другими учебными заведениями, значит, они помогают решать актуальные проблемы педагогической практики.