Весной 2006 года прошел конкурс региональных проектов, в этом конкурсе 21 субъект Российской Федерации получил федеральные гранты на реализацию своих комплексных проектов, а три региона получили гранты как консультанты. Начиная реализацию функции региона-консультанта, мы сразу решили, что самое малополезное, что можем сделать, - это начать учить, или «поучать» других. Самым эффективным, на наш взгляд, было организовать площадку для совместного формулирования различных вопросов, возникающих проблем и совместного поиска решений. Такая площадка работает в интернете на сайте региона-консультанта, она взаимодействует с сайтами КПМО. Мы также начали использовать механизмы интернет-вещания. Существенным для нас стала возможность напрямую задавать вопросы регионов представителям федеральной образовательной власти, знакомить российское образование с международным опытом.

Какие же проблемы мы обсуждаем, какие предложения получаем в процессе работы с регионами?

Общественно-государственное управление. Как и по другим инновационным направлениям (например, в экономике образования), работа по созданию и опробованию модели управляющих советов интенсивно идет в Южном административном округе Москвы. Начиналась эта работа в Москве и России с 2003 года, тогда основным идеологом и пропагандистом идеи управляющих советов был директор школы №1060 Анатолий Пинский. Сейчас управляющие советы реально работают примерно в 50 школах Южного округа и в одном детском саду. Естественно, работа управляющего совета имеет смысл, когда ему есть чем управлять. В Центре образования №548 «Царицыно», которым руководит Ефим Рачевский, совет утверждает систему распределения стимулирующих надбавок, состав школьного компонента, бюджетную заявку, принимает участие в решениях о назначениях и увольнениях, о школьном питании. Понятно, что ничего не возникает сразу, путь от идеи до ее реального воплощения довольно труден, культуру общественного управления придется долго формировать и воспитывать, например, в Великобритании на это ушло 15 лет. Людей необходимо убеждать, им нужно объяснять, зачем нужны управляющие советы, какие преимущества имеет эта государственно-общественная форма управления образовательным учреждением. В Южном округе не жалеют усилий на проведение семинаров, приглашают руководителей школ на совещания окружного совета председателей управляющих советов. Эта работа идет параллельно общеокружной работе с родителями - родительскими конференциями, телепередачами с ответами на вопросы в прямом эфире, информированием родителей по интернету и сотовым телефонам.

Дополнительное образование. Понимание образовательной программы, соответствующее осенним поправкам к законам об образовании, призвано охватить и уравнять в правах основные и дополнительные образовательные программы. Нормативное подушевое финансирование подталкивает школу к тому, чтобы ограничиться только реализацией базисного учебного плана. Но есть огромное количество людей, которые в советское время выбрали свой профессиональный жизненный путь и получили первое представление о нем благодаря дополнительному образованию. В индикаторах КПМО о дополнительном образовании ничего не говорится. Жесткое соблюдение СанПиНов выталкивает существенную часть содержания образования (проектную деятельность, национальный компонент и так далее) в дополнительную сферу. Многие сильные учителя и директора школ считают, что подростковая школа не может существовать без дополнительного образования. Ефим Рачевский выдвинул предложение, что нужно законодательно фиксировать обязательство муниципального бюджета по финансированию дополнительного образования, например, в форме одного часа в неделю. Этот час учащийся может потратить на индивидуальное занятие с учителем музыки, получить два часа занятий на двоих по подготовке к ЕГЭ, шесть часов для различных занятий в группах из шести человек и так далее.

Реструктуризация образовательной сети. Демографические волны и всплески ставят перед системой образования достаточно серьезные задачи, которые оказались для Москвы довольно болезненными. Сочетание экономических и демографических проблем привело к закрытию детских садов и выводу зданий из системы образования в середине 90-х годов. Сегодня Москва планирует строительство до ста детских садов в год при дефиците мест, составляющем более 20 тысяч.

В той или иной форме эти процессы идут в разных регионах и странах. В той же Москве мы сталкиваемся с огромным «конкурсом» в одних школах и пустующими классами в других. Здесь один из путей - объединение школ и установление для них общей системы управления. Простейший вариант такого объединения - реорганизация путем слияния. Это достаточно эффективный путь, но возможны и другие. Среди прецедентов можно указать различные формы федерации школ в Великобритании, простые товарищества в Красноярском крае.

Что же объединение школ под началом общего менеджмента дает в условиях мегаполиса? По существу оно означает распространение определенной востребованной населением педагогической системы и качества образования на возможно большее число детей. Школа получает дополнительные площади, на которых это распространение осуществляется. При этом школа должна обеспечить на этих площадях требуемый педагогический процесс. Возникает естественный вопрос: как и за счет каких кадровых ресурсов? Здесь имеются следующие возможности:

Повышение нагрузки уже имеющихся в школе педагогов.

Использование кадров присоединившейся школы.

Привлечение единомышленников из «третьих» школ, выпускников педвузов и так далее.

Первый путь наиболее прямой, он предусматривает немедленный результат, но ограничен по своим возможностям. Второй - необходимая мера (вряд ли всех учителей из второй школы немедленно расхватают), он очень важен, поскольку позволяет сохранить наиболее продуктивную часть коллектива второй школы (что сложнее при ее закрытии или объединении с другой слабой школой). Третий путь - не быстрый, но он в наибольшей степени содействует повышению качества образования в регионе.

Профильное обучение. Развитие профилизации - один из основных элементов в комплексных проектах модернизации образования. В то же время этот процесс сталкивается с серьезными препятствиями из-за недостаточной квалификации учителей, отсутствия учебной литературы, малого контингента учащихся, выбирающих тот или иной профиль, тот или иной электив. Сетевая модель деятельности может быть здесь полезной, и московские педагоги готовы сотрудничать со школами разных регионов.

Независимая общественная оценка качества. В Москве успешно реализуются механизмы независимой общественной оценки качества. В течение последних лет они использовались для независимой проверки работ учащихся, претендующих на золотые и серебряные медали. Начиная с 2006 года независимая общественная оценка с применением интернет-технологий используется для диагностики результатов обучения по предметам.

Условия обучения. Одно из направлений реализации КПМО - обеспечение уровня оснащения образовательных учреждений. Современные российские требования отражают тенденцию наиболее продвинутых образовательных систем и преемственность российской традиции наглядности, школьного эксперимента, трудового обучения, художественного образования. При этом, как отмечают наши коллеги из других регионов, уровень оснащенности все еще недостаточен и, что еще более существенно, его рост в последние годы не всегда сопровождался соответствующим ростом педагогической культуры использования этого оснащения.

Когда на заседании Правительство Москвы обсуждали ход выполнения в городе Москве приоритетного национального проекта «Образование», то после доклада тогдашнего руководителя Департамента образования Любови Кезиной, где последовательно и аргументированно объяснялось, что проект в Москве выполняется успешно, мэр Москвы Юрий Лужков спросил, что же в Москве происходит такого, что существенно отличает столицу от других регионов. Как ректор Московского института открытого образования, я получил слово на этом заседании, но через две минуты Юрий Михайлович меня просто прервал и сказал, что не стоит рассказывать, как в Москве прекрасно идет программа формирования образовательной среды, лучше объяснить, что принципиально нового может дать столичное образование другим регионам, всей России. Я начал об этом рассказывать, и Московский институт открытого образования тут же, на заседании Правительства Москвы, получил от Лужкова задание построить модель Школы будущего. К работе Московского института открытого образования быстро подключились московские школы, в частности, Центр образования №548 «Царицыно», который через год стал лучшей школой России, победив во всероссийском конкурсе, Научно-исследовательский институт стратегии развития образования, а также Московский городской педагогический университет и Московский городской психолого-педагогический университет.

В основу проектирования материально-информационной образовательной среды Школы будущего были положены принципы, сформулированные Юрием Лужковым в его выступлении, положившем начало развертыванию программы:

Активность учащегося.

Наглядность образовательного процесса.

Электронизация, ИКТ как фундамент реализации.

Сегодня одной из площадок, на которой модель «Школы будущего» реализуется, а формирующееся современное педагогическое пространство базируется на современном предметно-информационном пространстве школы, стала школа №2030. Здесь формулируются общие принципы построения и образовательного использования материально-информационной образовательной среды в Школе будущего. К этим принципам относятся:

Открытое размещение элементов среды по всей территории школы.

Прочность и надежность, ориентация на взаимодействие с ребенком без специального контроля взрослого.

Конструктивная открытость - прозрачность устройства, возможность модификации, в предельном случае - «конструктор, а не установка».

Широкая интеграция материальных и цифровых технологий.

Включение всех органов чувств, механизмов и моделей восприятия.