Московское ремесленное училище, созданное в 1830 году, - родоначальник МГТУ.

История создания училища связана с историей Воспитательного дома, учрежденного в 1763 году Екатериной II, и благотворительной деятельностью вдовы императора Павла I - Марии Федоровны.

Московский Воспитательный дом был создан как государственное учреждение для детей-сирот (до 500 человек), в котором они получали образование, воспитание и профессиональную подготовку. В 18-20 лет выпускались как «сословие вольных людей».

В 1826 году по предложению императрицы было решено перевести часть воспитанников Воспитательного дома в отдельное училище с мастерскими, где бы их обучали в основном производственным ремеслам (повеление было издано 5 октября).

1 июня 1868 года император Александр II утвердил Устав, по которому ремесленное учебное заведение становилось «Императорским Московским техническим училищем» под особым их императорским величеством покровительством и становилось высшим техническим учебным заведением.

Система такой подготовки получила всемирное признание. После Всемирной выставки в Филадельфии в 1876 году президент Бостонского технологического института доктор Рункль писал директору ИМТУ: «За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться».

Создание такой программы обучения было заслугой сложившегося в конце XIX - начале XX века творческого коллектива преподавателей, среди которых одна из ведущих ролей принадлежала Николаю Жуковскому.

В музее МГТУ есть уникальный экспонат-подлинник - личное дело Жуковского. Пожелтевшие страницы, старательно пронумерованные педантичным служащим, а за ними - целая жизнь длиною в 49 лет.

После окончания в 1868 году физико-математического факультета Московского университета по специальности «прикладная математика» Жуковский начинает работать во Второй женской гимназии, а после сдачи магистерских экзаменов Николай Жуковский с января 1872 года утверждается в должности преподавателя математики в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ), с которым навсегда связал свою жизнь.

Преподавание механики в ИМТУ шло успешно, и в 1878 году для Николая Егоровича была создана кафедра теоретической механики, которой он руководил до конца своей жизни - в течение 43 лет. 13 октября 1879 года Жуковский был утвержден в должности сверхштатного профессора, штатным профессором механики он был утвержден 8 апреля 1887 года, уже будучи доктором прикладной математики. Научные заслуги Жуковского были отмечены избранием его в 1894 году членом-корреспондентом Российской академии наук.

Признанием значимости работ Николая Жуковского в области математики явилось избрание его президентом Московского математического общества в 1905 году.

Жуковский - великий русский механик. Вопреки устоявшемуся мнению на теоретическую механику как на прикладную математику с 1874 года Жуковский начинает читать ее в ИМТУ как естественно-научную дисциплину, ведет он и практические занятия со студентами.

Николая Егоровича называют отцом русской авиации. Проблемы воздухоплавания привлекали его задолго до начала развития авиации. Этому предшествовали и доклады в Политехническом обществе, и ряд публикаций, в том числе известная работа «О парении птиц».

Осенью 1909 года Николай Егорович организовал в ИМТУ студенческий воздухоплавательный кружок, членами которого стали его ближайшие ученики Андрей Туполев, Борис Стечкин, Павел Сухой, Владимир Петляков, Владимир Ветчинкин.

Первая мировая война внесла свои коррективы в деятельность образованной в 1905 году аэродинамической лаборатории ИМТУ - фактически в тот период времени главный аэродинамический центр России. А так как военное ведомство загрузило аэродинамическую лабораторию срочными заказами, то при ИМТУ были созданы по настоянию Николая Жуковского расчетно-испытательное бюро (РИБ) и теоретические курсы военных летчиков, которыми он же и руководил. К концу 1918 года относится создание Николаем Жуковским ЦАГИ (Центрального аэродинамического института). Целый ряд важных для техники вопросов получили освещение в трудах Жуковского. Например, его работы о гидравлическом ударе, о движении воды в песках, о качке судов... Много сделал он и для высшего технического образования. Курс его лекций, прочитанных в училище, рекомендуется как пособие во многих учебных заведениях.

Галина БАЗАНЧУК, директор музея МГТУ имени Баумана

  • Николай ЖУКОВСКИЙ, 1890-е годы