Сделать это трудно. Порой имеют значение вещи, которые на первый взгляд могут показаться малозначительными. Например, у каждого учителя есть собственный кабинет - то место, где он ощущает себя наиболее комфортно. У нас заведено правило: если в школу пришел молодой учитель - первые три месяца мы даем ему возможность освоиться, проводить уроки в своем кабинете за закрытыми дверями. За этот период, в течение которого коллеги не ходят к нему на занятия, начинающий педагог привыкает к детям, к новому для него процессу работы. Мы приходим на первый открытый урок к нему лишь тогда, когда он сам позовет, почувствует, что действительно готов к этому. В рабочих кабинетах всех учителей мы в ближайшем будущем планируем поставить компьютеры - судя по темпам компьютеризации в нашей школе, это сделать вполне реально.

Для того чтобы учительский коллектив жил дружно, людям нужно побольше знать друг о друге. При этом директору школы надо создавать такие ситуации, в которых остальные педагоги могли бы увидеть достоинства характера своего коллеги. Выявить его изюминку, его конек, то, чем он отличается от других. Приведу пример: в нашей школе работает отличный преподаватель немецкого языка, носитель языка по происхождению Тамара Иосифовна Штрейс. Я знала, что она хорошо поет - и предложила ей организовывать в школе российско-немецкие песенные вечера. Эти вечера стали в нашей школе любимыми мероприятиями, и на них дети и педагоги увидели Тамару Иосифовну с неожиданной для всех стороны.

Сплотить коллектив часто помогает работа над одной общей темой. Например, когда в школе впервые появились коррекционные классы VIII вида, учителям потребовались новые знания и умения, новая методика преподавания. Педагоги все вместе проходили организованный специально для нас курс «Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями» в Новгородском региональном центре развития образования, собирали методические копилки, делились опытом.

Стараюсь, чтобы курсы повышения квалификации проходили по очереди все педагоги и у каждого была возможность повысить свой уровень преподавания. Так, все 100 процентов наших учителей прошли курсы изучения интернет-технологий при Новгородском государственном университете.

Не всегда конфликт - это плохо! Он может быть полезен тем, что выявляет противоречия, подспудно зреющие в коллективе. Но задача руководителя - не дать конфликту развиться.

Умение управлять и предвидеть приходит с опытом. Я сама преподаватель с 30-летним стажем и стараюсь всегда поставить себя на место учителя. Наверное, поэтому у нас в школе не было на моей памяти крупных конфликтов между учителями.

Методику выхода из конфликтной ситуации в двух словах не расскажешь, ей посвящена специальная психологическая литература, которую я посоветовала бы изучить каждому руководителю образовательного учреждения и педагогу. Но есть два главных правила. Первое - не делать конфликт гласным, а разобрать его индивидуально. И второе - не вставать на чью-либо сторону (как бы ни провоцировал это сделать тот, кто считает себя правым), чтобы не быть втянутым в конфликт.

Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область