Валентина МАСЛОВА, директор школы №20, Белгород: Идею нельзя навязывать

Коллектив, которым руководит директор, независимо от численности, очень сложный организм. В нем собраны представители разных поколений, социальных слоев, уровня образованности, квалификации, с различными жизненными ценностями. Среди нас есть активные и пассивные, эмоциональные, темпераментные и замкнутые, с крепким здоровьем и слабые, пессимисты и оптимисты.

Что общего у этих людей?

Первое - это любовь к своей профессии. И очень важно для каждого осознание собственной значимости как человека и профессионала.

Второе - очень важное условие - это необходимость «заразиться» идеей, целью. Для нас этой идеей стало непрерывное краеведческое образование - введение в педагогический процесс краеведения, в том числе на основе музейной педагогики, разработка и реализация комплексной программы «Люби, познавай и преобразуй свой край».

Главное - идею нельзя навязывать, у каждого члена коллектива должно возникнуть ощущение, что именно он родоначальник этой идеи. В нашей школе мы нашли такую идею, живем с ней, творим. Любовь к родному краю, патриотизм, чувство гордости за свою Родину - вот что сплотило множество индивидуальностей. Каждый уголок школы пропитан этим общим духом. И учитель не просто ведет урок, техничка не просто моет полы, повар не просто кормит детей, мы творим, растим гражданина своей страны, а вместе с ним развиваемся сами.

И еще одно условие, которое позволит привести коллектив к общей цели, - руководитель сам должен искренне верить в то, чем занимается весь коллектив, сам должен являть пример своего личностного потенциала, личностной заинтересованности.

Наталья ВАЩУК, директор школы №85, Екатеринбург: Разница в возрасте - не помеха

Наш педагогический коллектив - это 58 человек, почти все женщины, и большинство из них старше 45 лет. Так что я в свои 34 года считаюсь молодым руководителем. Когда мне предложили возглавить коллектив школы, были опасения, что разница в возрасте станет причиной дистанции между мной и другими. Но никаких конфликтов не возникло. Наоборот, могу сказать, что учителя в возрасте радовались «молодым силам», как они говорили.

В свое время я прошла обучение на факультете психологии Санкт-Петербургского педуниверситета и стараюсь теоретические знания использовать на практике. Незыблемое правило для меня - разговаривать с подчиненными без повышения голоса и уважительно относиться к людям любого возраста - и к детям, и к старшим сотрудникам.

У каждого могут быть какие-то проблемы, личные сложности. Женщины всегда эмоционально привязаны к своим домашним делам. Бывает, у них настроение не самое лучшее из-за того, что кто-то в семье заболел или проблемы с детьми. Постоянно держать это в себе, подавлять - ненужный героизм, это все равно рано или поздно скажется на здоровье и опять же на общении с учениками: раздражение и внутреннее напряжение перейдет на них.

Я за то, чтобы в школе было и неформальное общение, сложились теплые, человеческие отношения между сотрудниками. Отдыхать нужно всем. В учительской мы организовали мягкую зону, поставили столик для чаепития и в будущем хотим устроить специальный кабинет психологической разгрузки для педагогов.

Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА, директор гимназии №10, Новосибирск: Любить надо...

Нашей гимназии 2 ноября исполнилось 95 лет, это старейшая школа города. У нас работают более сотни сотрудников, учатся более тысячи детей. Атмосфера в школе всегда царит дружелюбная, комфортная. Поделюсь нашими секретами.

1. Мы любим учеников, учителей, родителей. Это наше кредо.

2. Гимназия - это семья. Правильно в педагогической среде говорят: не несите школу в семью, а семью в школу. То есть не надо перегружать семейные вечера школьными проблемами, не надо и выливать семейные проблемы на головы коллег и тем более учеников.

95 лет - это ведь не одно поколение. 45 процентов детей, которые учатся в гимназии сегодня, - это дети и внуки тех, кто заканчивал ту же школу много лет назад. 20 учителей у нас тоже наши бывшие выпускники. Это создает особый дух гармонии и взаимопонимания. Родители и дети приходят к нам, как домой. Уважительное отношение к учителю передается из поколения в поколение.

От редакции

Конфликты в педагогическом коллективе - больная тема. Может быть, у вас есть свой безотказный способ выхода из конфликтной ситуации? Расскажите о нем.