Алмаз ИБРАГИМОВ, директор Лесхозной средней школы (Республика Татарстан, Арский район):

- Что лично мне интересно и важно в Москве? Мне даже завидно, когда я вижу большую заботу столичных властей о школах. В Москве к этому мои коллеги, судя по всему, уже привыкли, как и к высоким зарплатам, к бесплатным учебникам, к новенькой мебели и оборудованию, без которого невозможно выстроить современный учебный процесс. Я посмотрел в столичной гимназии, что в каждом классе есть рукомойник, лежит мыло, висит полотенце. Я смотрел на все это и думал: «Почему я не смог до сих пор создать такие условия, ведь это элементарно необходимо?» Столичные власти инвестируют средства в систему образования, и эти инвестиции дадут со временем большую отдачу. Я завидую тому, как легко и просто хорошо подготовленные московские выпускники поступают в ведущие вузы, потому что тоже хочу, чтобы мои выпускники также поступали в столичные ведущие вузы и получали хорошее образование. Ведь каждый сельский ребенок мечтает поступить в вуз, и мы должны предпринять все меры, чтобы ребенок попытался сделать это и чтобы ему это удалось. Москва первой в России приняла закон об обязательном 11-летнем среднем образовании, мы расцениваем это как самый позитивный шаг в развитии системы образования России. Москва ввела первой научное руководство вузов и НИИ в школах, именно это помогает развиваться инновациям в среднем образовании.

Николай ХВОСТОВ, директор Тамбовского кадетского корпуса имени летчика-космонавта Л.С. Демина:

- Мы очень часто встречаемся с директорами московских кадетских корпусов и на различных конференциях, совещаниях, и приезжая специально в Москву. Нас очень интересует та модель кадетского образования, которую предлагает и отрабатывает Москва. С одним из кадетских корпусов - «Героев Севастополя» - у нас особая дружба, наши ребята ездят в Москву, московские - к нам в Тамбов, педагоги и воспитатели обмениваются опытом.

Майя ПИЛЬДЕС, директор санкт-петербургской гимназии №56:

- Мне очень легко ответить на вопрос, что я знаю о московском опыте и что использую. Я знаю многое, потому что благодаря приоритетному нацпроекту очень часто теперь бываю в столице. Мы с московскими образовательными учреждениями идем в ногу, наши инновационные технологии становятся общим достоянием, мы постоянно обмениваемся педагогическим опытом. В этом году наши старшеклассники участвовали в общей научной конференции, и я считаю это тоже хорошим делом, так как мы могли обменяться опытом работы с одаренными школьниками, который есть в Москве и в Санкт-Петербурге. Что касается нашей питерской гимназии, то есть две московские школы, работа которых мне очень нравится и работа которых меня очень интересует: это гимназии №№1518 и 1520. Мы с ними сотрудничаем очень плодотворно.

Зинаида АКИМОВА, директор саранской гимназии №19 (Республика Мордовия):

- Мы школа национальная, поэтому для нас очень большое значение имеют методики, технологии, программы обучения детей разных национальностей. В Москве есть школы с этнокультурным компонентом, и опыт работы таких школ нам чрезвычайно интересен и полезен. Мы хотели бы сотрудничать с такими московскими школами, с гимназией, где проходил Всероссийский конкурс, с теми московскими учебными заведениями, которые участвовали в конкурсе. Все модели столичных образовательных учреждений для нас интересны, как и деятельность всех инновационных московских школ.

Малика КУРАЗОВА, директор гудермесской гимназии №3 (Чеченская Республика):

- Нам понравился опыт работы московской гимназии №1569 «Созвездие», которая развивает общую одаренность, применяя творческое междисциплинарное обучение, то, что в этой гимназии принято заниматься междисциплинарными проектами. Наше учебное заведение делает лишь первые шаги в этом плане, работая с одаренными детьми, поэтому мы считаем, что московский опыт для нас - огромное подспорье, это тот практический опыт, который нам позволит в дальнейшем не допускать многих ошибок.

Урал БАЙГУСКАРОВ, директор Уразовского аграрного лицея (Республика Башкортостан, Учалинский район):

- Три дня мы провели в московской гимназии №1518, и я поразился обилию самой современной компьютерной техники. Думаю, тут соблюдается необходимый баланс между использованием информационных технологий и воспитательной работой. Для меня на первом месте стоит воспитание, и я рад, что в московских школах этому уделяют большое внимание. Мы обедали в обычной школьной столовой, и я видел: тут всерьез думают о здоровье детей, потому что многое зависит от полноценного и качественного питания. У школы есть и еще одна задача - лечение детей, а в Москве теперь есть и компьютерный паспорт здоровья, позволяющий отслеживать динамику. Все это рождает надежду на то, что дети будут расти здоровыми, получать образование высокого уровня и будут способны усваивать знания, от уровня которых всецело зависит их взрослая жизнь.