Не секрет, что любая авторская программа эффективно работает, если уроки ведет сам автор или учитель с таким же уровнем подготовки. При этом должны быть условия, необходимые для работы по этой программе: количество учебных часов, технические средства обучения, наглядные пособия, оборудование...

Уже к 1992 году у меня сложилась стойкая система ведения уроков, способных решать значительную часть педагогических проблем. Основным в ней было следующее: заинтересовать ученика, создать на уроке ситуацию успеха, осуществить межпредметные связи и расширить кругозор учащихся, обеспечить практическую направленность занятий и помочь ребенку поверить в собственные творческие силы.

Результатом стала авторская программа, которая последовательно проходила апробацию и была сертифицирована в 1995, 1998 и 2001 гг. Для решения педагогических задач в программе «Изобразительное искусство для 1-9-х классов общеобразовательных школ» заложены условия последовательного развития эмоционально-творческих возможностей учащихся. Полный курс рассчитан на 407 часов и условно разделен на два цикла - «Рисую мир» для 1-4-х классов и «Изобразительное искусство и его история» для 5-9-х классов.

Главные цели программы - обучение элементарным навыкам изобразительной деятельности, развитие у детей интереса к жизни через увлечение искусством, создание условий для формирования внутреннего мира растущего человека. В программе предложены: увеличение количества часов (в 5-7 классах по 2 часа в неделю); интеграция требований федерального, национально-регионального и школьного компонентов образования; принцип историзма и преемственности в обучении через четкое формулирование темы года и объединение изучаемого материала в блоки-четверти; единство учебной и внеклассной работы с детьми; личностно-ориентированный подход, учет возрастной психологии, особенности восприятия, внимания и поэтапного интеллектуального развития детей. При этом данная программа предполагает и создает условия для творчества самого учителя.

Обучение осуществляется через изучение:

элементов рисунка, основ цветоведения и композиции (1-й класс);

мира живых существ, окружающих ребенка (2-й класс);

изображение человека и его предметного мира (3-й класс);

окружающего мира, иллюстрируя сказки своей страны и родного края (4-й класс);

природы, архитектуры, национального костюма и народного творчества стран древнего мира (5-й класс);

архитектуры, костюма, видов искусства Европы V-XVI веков (6-й класс);

русского народного искусства, художественной культуры Урала (7-й класс);

жанров в изобразительном искусстве XVII-XX веков (8-й класс);

основных направлений в изобразительном искусстве XX века (9-й класс).

Участвуя в конференциях и проводя семинары, я поняла, что мои коллеги нуждаются не только в теоретической, но и в практической помощи. Поэтому к марту 2002 года мною был разработан и сертифицирован методический комплект «Рисую мир» для 1-4-х классов. В него вошли методические рекомендации для учителя с конспектами уроков и 4 рабочие тетради для учащихся, разработанные поурочно, наглядно, информационно. Содержание рабочих тетрадей включает в себя не только комплекс развивающих упражнений и картинок для дополнения деталей и раскрашивания, тренирующих мелкую моторику руки, но и методический иллюстративный материал, который учитель использует в беседе по теме урока. Работа с тетрадями не исключает, а предполагает самостоятельные творческие зарисовки в альбоме. Выполнение учебных заданий становится осмысленным, интересным и доступным. Овладение нужными формообразующими движениями проходит в виде эмоциональной игры. Результатом урока у каждого ребенка становится законченная работа.

Сейчас по программе «Рисую мир» работают учителя в ряде школ Екатеринбурга и Свердловской области. Учитывая личный опыт и мнение своих коллег, могу с уверенностью сказать, что данный методический комплект позволяет решить многие учебные и воспитательные проблемы, возникающие в работе с младшими школьниками, уменьшает время, необходимое учителю для подготовки к занятию. Темы разработаны так, что рисунками с урока можно оформить классные и школьные мероприятия. Сочетание работы в альбоме и рабочих тетрадях дает возможность выбирать или чередовать виды деятельности, избегая утомления маленьких школьников. Тетради помогают создать ситуацию успеха у всех детей, включая тех, кто ранее не был способен к изобразительной деятельности. Межпредметная связь, сочетание учебной и внеклассной работы позволяет расширять кругозор учащихся, создает условия для формирования целостного восприятия окружающего мира. Программой предусмотрено домашнее задание. Выполняя его, ребенок видит перед собой образец в рабочей тетради.

И еще один очень важный момент. По этой программе успешно работают не только учителя изо. Методический комплект помогает тем учителям начальных классов (особенно работающим в сельских школах), которые сами ведут все уроки.

Ирина СЕРИКОВА, преподаватель изо школы № 168, Екатеринбург