Ольга ЧИЛИКИНА, специалист Управления образования Дмитровского района:

- На начало проекта по расширению общественного участия в управлении образованием нормативная база была у всех территорий одна, разными были условия реализации поставленных перед нами целей.

На территории Дмитровского района такая работа началась задолго до того, как стартовал проект модернизации. В 4-й школе семинары по государственно-общественному управлению проводились еще в 2006 году. Поэтому практически все руководители наших школ их посетили. И смогли эффективно выстроить свою организационную деятельность, их не поставила в тупик разработка нормативной базы собственных советов, они представляли себе, кто должен в них войти. Так что к введению этого направления как одной из линий модернизации директора школ были знакомы с практикой и теорией общественного соуправления, а главное - с его сутью.

Также в нашем районе к моменту запуска РКПМО существовал совет по реализации нацпроекта, в который входили люди, которые были знакомы с проблемами образования и понимали, как их надо решать. И его деятельность весьма помогла сориентироваться в том, какие силы необходимо привлечь, участвуя в проекте модернизации, как распределять стимулирующие выплаты, что такое публичные доклады. Правда, название самого совета мы изменили, теперь он гласит, что ведает развитием образования.

Для наилучшего прохождения направления по развитию общественного участия в управлении образованием мы создали нормативную базу. Основой ее служит распоряжение главы района Валерия Гаврилова, а в состав управляющего совета вошли представители разных структур общества: работники администрации, духовенство, журналисты, предприниматели.

Августовская педконференция целиком была посвящена реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области на территории Дмитровского муниципального района. И как наиболее важному и актуальному мы уделили большое внимание вопросу общественного участия в управлении образованием. В ходе работы конференции были заслушаны как выступления членов представителей органов государственно-общественного управления, школьного самоуправления, так и представителей общественности. Работу нашего совещания широко осветили районные средства массовой информации.

Сегодня доля образовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения, составляет сто процентов. Управляющие советы появились в 44 образовательных учреждениях района. По распоряжению главы района создан совет по развитию образования, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием, ориентированный на его эффективное продвижение и обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений.

Хочется отметить то, что в процессе согласования размера стимулирующих выплат учителям и руководителям образовательных учреждений, несмотря на то что, по нашему мнению, еще недостаточно отработан механизм мониторинга результативности работы педагогов, нам удалось избежать конфликтных ситуаций.

На интернет-сайтах Управления образования и образовательных учреждений размещена вся необходимая информация и документация о развитии общественного участия в управлении образованием. Это еще одна возможность стать более открытыми для общественности, донести все проблемы образования до широких масс. У всех школ есть собственные сайты, и они активно вывешивают в интернете свои публичные доклады.

Проведено обучение членов школьных управляющих команд.

В этом году координационный совет по работе с одаренными детьми принял решение о присутствии общественных наблюдателей на начало процедуры проведения районных предметных олимпиад.

Разработан и готовится к печати сборник «Региональный комплексный проект модернизации обрОтправляя ребенка в школу, родители перекладывают заботу о его воспитании на специалистов. Мамы и папы уверены, что у их чада появился грамотный проводник в мире знаний, области чувств, ареала личностных качеств. Делегирование планомерного воздействия на умственное и физическое развитие детей происходит не от безразличия к родному отпрыску, эта рокировка вызвана тем, что родителями ключи от сердца подрастающего человечка вручаются педагогу с надеждой на то, что тот более квалифицирован в формировании гармоничной личности. Но стоит только близким людям почувствовать, что их вера в профессиональные умения учителя пошатнулась, они вступают с учебным заведением в беспощадную схватку. Войны следует пресекать в самом их зародыше, возможное непонимание целей и задач образования требует разъяснения, а проблемы в учебе лучше решать сообща. Возникновение управляющих советов сблизило педагогическое сообщество с их основными заказчиками и спонсорами, выяснилось, что в развитии образования заинтересован весьма широкий круг людей. А опытом нахождения общего языка с тем, кто традиционно был далек от педагогики, и механизмом вовлечения такого безучастного деятеля в активное содружество со школой можно поделиться с коллегами и на «круглом столе» в Академии социального управления.азования в Дмитровском муниципальном районе 2007 года».

Благодаря расширению общественного участия в управлении образованием в нашем районе повысились активность руководителей образовательных учреждений и активность самих учителей, что благотворно влияет на образовательный процесс в целом. Но хочется привлечь к проблемам образования еще больше людей и решать их сообща. Поэтому мы всегда рады новым контактам и возможности сотрудничества.

Елена МОРОЗОВА, секретарь управляющего совета, заместитель директора 12-й школы Жуковского:

- В целях реализации проекта модернизации 27 августа 2007 года в Жуковском был проведен «круглый стол», посвященный участию общественности и усовершенствованию системы образования. На него были приглашены члены родительских комитетов школ и совета школы, члены стратегической команды, члены профсоюзных организаций, предполагаемые кандидаты на пост председателя управляющего совета, старшеклассники, заместители руководителей по воспитательной работе, руководители образовательных учреждений. «Круглый стол» проводился в форме деловой игры - заседания управляющего совета на базе школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов.

Каждое образовательное учреждение, так же как и каждая человеческая личность, уникально. Школа №12 Жуковского замечательна не только созданной в ней системой дополнительного образования, но и тесным взаимопроникающим взаимодействием с социумом.

Вот уже второй год школа работает над проектом создания модели общественно-государственного управления образовательным учреждением. В рамках этого проекта в школе в этом году начал свою работу новый, только начинающий свое становление орган - управляющий совет. Столь тесная взаимосвязь с социумом позволяет 12-й постоянно изучать социальный заказ и своевременно удовлетворять потребности социума.

Главной трудностью для нынешней школы становится противоречие между устоявшейся вертикально-функциональной моделью управления образованием и новыми задачами, которые встали перед школой в изменившемся и продолжающем меняться обществе. Сегодня необходимо выстраивать собственные отношения с другими субъектами социальной системы, привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования, заботиться о создании имиджа и поддержании социального статуса школы, задействовать новые экономические и социальные ресурсы в кадровой политике, делегировать полномочия, стимулировать развитие самоуправления, общественного контроля, попечительства и, наконец, внедрять высокие технологии в управленческие процессы.

Можно назвать целый ряд сложных проблем, вставших перед образовательными учреждениями, независимо от их вида, статуса и местонахождения. Такие, например, как проблема управленческой политики в условиях реальной конкуренции образовательных учреждений и проблема социального позиционирования школы как равноправного партнера в социальной системе, ясно осознающего свои возможности, потребности и полномочия. Именно эти проблемы мы, школьная стратегическая команда - разработчики данного проекта, посчитали наиважнейшими проблемами функционирования и развития нашей школы. Проект данной программы направлен на решение этих важнейших проблем современной образовательной политики.

Система современного общественно-государственного управления в школе обеспечивает научную обоснованность образовательного процесса, атмосферу дружного творческого труда, здорового морально-психологического климата, ставит в центр внимания участников образовательного процесса, личность ученика, педагога, воспитателя, представляет для них реальную возможность реализации свободы выбора.

Одна из ключевых целей проекта - выстроить такую современную модель управления образовательным учреждением, не разрушая традиционной, создать инновационную систему общественно-государственного управления, которая будет вписываться в правовое и нормативное пространство системы образования. Высоким технологиям отводится прикладная роль: они служат инструментами для сжатия рабочих циклов, для совмещения и делегирования функционалов, для повышения эффективности и результативности управленческого труда.

Определенными заделами в этой работе может стать существование достаточно развитой общественной структуры самоуправления школы (совет председателей родительских комитетов; педсовет, методобъединение) и форм ученического самоуправления (совет учащихся школы), функционирует орган самоуправления школы - совет школы. Состав и полномочия этих структур определены разработанными и утвержденными в школе положениями, что говорит о наличии сложившейся локальной нормативно-правовой базы школы. Управляющая система школы представлена как персональными (директор, заместители, учителя, классные руководители), так и коллегиальными органами управления (совет школы, педагогические советы, научно-методический совет).

Конечно, мы рискуем. Тем, что активность общественности может оказаться недостаточной. Тем, что механизмы взаимодействия подсистем школы не очень-то отлажены. Да и вообще педагогическая предметность в отношениях социума с образовательным сообществом отсутствует!

В процессе работы наш проект преобразовался в законченную последовательность проектных решений как создание алгоритма организации перехода к новой системе управления на школьном уровне.

В предложенной нами модели особую роль занимает управляющий совет, именно он становится действительным органом государственно-общественного управления. Способ формирования управляющего совета задан таким образом, что в процедурах его формирования (выборы, назначение, кооптация) предусмотрено больше гарантий для реального участия жителей Жуковского в процессах выборов своих представителей и меньше возможностей для редукции выборов к процедурам формирования персонального состава управляющего совета личным желанием администрации школы. Статус этого выборного органа школы существенно выше статуса всех предусмотренных ранее Федеральным законом «Об образовании» органов школьного самоуправления: непосредственное участие учредителя в его создании и непосредственное участие специального представителя учредителя в его работе создает основы гарантий соблюдения со стороны традиционных органов управления его статуса, закрепленных за ним управленческих полномочий.

Делегирование управленческих полномочий управляющему совету, закрепляемое уставом школы, осуществляется не решением существующих органов управления школой, а непосредственно учредителем, что создает дополнительные гарантии выполнения всеми другими субъектами управления школой обязательств по исполнению решений, принятых управляющим советом по вопросам, отнесенным к его компетенции, ставит управляющий совет вровень с директором школы перед лицом учредителя. Управляющий совет - не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы и постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.

Другой составляющей нашего проекта служит, несомненно, организация информационного самообеспечения общественного управления школой. Обеспечение общедоступности информации о работе и управлении образовательного учреждения и налаживание обратной связи является одной из необходимых составляющих новой модели государственно-общественного управления школой. Информационное насыщение образовательной среды предполагается обрести посредством организации системной работы школьного пресс-центра, выпуска периодической школьной газеты, организации репортажей радиоузла, работой над дальнейшим совершенствованием интернет-сайта школы и электронной базы.

Кроме того, особое место в работе над проектом определено совершенствованию работы управляющих подсистем школы, их форм и структур, созданию системы взаимодействия всех элементов школьного сообщества. Это в результате развития проектной деятельности должно привести к возможности паритетного участия в решении практических задач управления школой, проектированию и созданию систем внутри школьного управления, созданию целостной базы управления и образованию тесных связей с подсистемами школы: образовательной, кадровой, информационной, ресурсной базы образовательного учреждения.

Системные нововведения, предусмотренные основным ходом ведения проектной деятельности, предполагают способность инновационного процесса к построению целостной политики и стратегии развития, что требует особых системно-целевых, программных методов развития управления в школе. Такие системные нововведения в управлении школой, с одной стороны, способствуют улучшению состояния дел в функционировании и развитии школы, с другой - сами являются относительно самостоятельной составляющей общей системы нововведений в школе - образовательных, обеспечивающих, общешкольных и управленческих.

Вера ГУБИНА, главный специалист Управления образования Чеховского района:

- Предусмотренные проектом модернизации глубокие изменения системы образования, несомненно, затрагивают интересы большинства представителей российского общества, практически каждой семьи. Активное участие общественности в управлении школой свидетельствует о ее демократических началах.

В нашем районе во всех образовательных учреждениях проведены родительские собрания по формированию школьных управляющих советов. Открытым голосованием в муниципальный совет избраны представители 8 образовательных учреждений. В настоящее время в его состав входят 15 человек.

Постановлением главы Чеховского района Анатолия Чибескова «О расширении участия общественности в управлении образованием» создан муниципальный управляющий совет по развитию образования и утвержден его состав.

Разработаны регламенты и планы работы управляющих советов. В настоящее время согласно зарегистрированным уставам они созданы в 31 образовательном учреждении.

В их компетенции утверждение программы развития школы, участие в разработке и согласовании локальных актов школы, устанавливающих виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников школы. Обеспечение участия представителей общественности в процедурах - государственной (итоговой) аттестации учащихся, лицензирования, аккредитации образовательных учреждений; аттестации руководителей образовательных учреждений; общественной экспертизы (соблюдение прав участников образовательного процесса, качество условий организации образовательного процесса в школе, инновационные программы).

Ежегодный публичный доклад подписывается совместно председателем управляющего совета и руководителем школы.

Согласовывает по представлению руководителя школы компонент государственного стандарта общего образования и профили обучения, годовой календарный учебный график, бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников, введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий.

Принимает решение о введении или отмене единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников, порядке ее введения, об исключении обучающегося из школы и согласовывает его с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы. Дает рекомендации руководителю школы по вопросам заключения коллективного договора. Рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия педагогических и административных работников школы. Осуществляет контроль за качеством и безопасностью условий обучения, воспитания и труда в школе, принимает меры к их улучшению.

Вносит руководителю школы предложения по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений школы (в пределах выделяемых средств), выбору учебников из утвержденных федеральных перечней, рекомендованных к использованию, созданию в школе необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания, организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, мероприятиям по охране и укреплению здоровья обучающихся, развитию воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

В случае возникновения необходимости внесения изменений и дополнений в устав школы организует работу по их разработке и принятию. Ходатайствует перед руководителем школы о расторжении трудового договора с работниками общеобразовательного учреждения (при наличии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований). Заслушивает отчет руководителя школы по итогам учебного и финансового года.

В соответствии с требованиями мониторинговых обследований хода реализации проекта модернизации в нашем районе осуществлен мониторинг оснащенности и благоустройства всех школ. Для выполнения этих мероприятий на муниципальном уровне была создана комиссия для оценки образовательных учреждений. В состав экспертной комиссии включены представители общественного муниципального совета и председатели школьных советов.

Муниципальным управляющим советом принято положение о выплатах стимулирующего характера руководителям образовательных учреждений. Подведены итоги работы комиссии Управления образования по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей образовательных учреждений.

На заседаниях управляющего совета утвержден регламент работы муниципального управляющего совета, утверждена дорожная карта по реализации проекта, рассмотрены вопросы развития сети учреждений, обсуждены и утверждены публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и Управления образования. Все материалы размещаются на регулярно обновляемых школьных сайтах и на сайте Управления образования, а также публикуются в местных газетах.

На деятельность школы влияют решения стратегического характера, решения по вопросам обучения, внутреннего распорядка и организации работы школы, финансового обеспечения, материального поощрения работников школы, организации внеучебного времени.

Идея управляющих советов легла на благодатную почву. Советы начали участвовать в подведении итогов работы, отчетах по реализации программ развития, в обсуждении вопросов об организации питания в школьных столовых, вносятся коррективы в ее работу, изменения в меню, организации кружковой работы в школе, ее материально-технической обеспеченности - оснащение спортивного зала, мастерских, медицинское обслуживание, безопасность обучения. Начинают работать приемные управляющих советов, куда могут обращаться все желающие по вопросам учебы детей и их воспитания. Мы надеемся, что управляющие советы займут прочные позиции реального влияния на образовательный и воспитательный процессы. Директору руководить педагогическим коллективом, быть в курсе пожеланий родителей и проблем, связанных с детьми, сложно. А вот когда с ним бок о бок работает группа квалифицированной поддержки, то можно решать все вопросы быстрее и эффективнее.

Один из плюсов работы школьных управляющих советов в том, что старшеклассники получают дополнительную возможность формирования гражданского самосознания, приобретают социальный опыт. Важно, что старшеклассники могут представлять мнение управляющего совета в органах детского самоуправления, формировать школьную политику и, аккумулируя мнение детей, осуществлять обратную связь, то есть доносить мнение и заказ школьников до учителей и управленцев. Участие старшеклассников в управлении школьной жизнью помогает и личному развитию молодежи, и развитию коллективов. В нашем районе навыки самоуправления учащиеся приобретают, работая в составе чеховской ассоциации детских организаций «ЧАДО-Лопасненский росток». Проводятся ежемесячные встречи совета ЧАДО, обучение лидеров детского самоуправления школьных объединений, решаются вопросы деятельности всей ассоциации - работа патриотических объединений, движение волонтеров.

Таким образом, школьные управляющие советы становятся выразителями общественного настроения, проводниками постепенно формирующегося требования - успешное обучение каждого ребенка в школе.