Предусматриваемые проектом глубокие изменения системы образования, несомненно, затрагивают интересы большинства представителей российского общества.

Объективный анализ их содержания позволяет утверждать, что общественность в полной мере является благополучателем проектируемых результатов и социальных эффектов реализации проекта.

При этом существуют как серьезные социальные ожидания, так и вполне определенные социальные риски реализации ряда направлений и мероприятий комплексной модернизации. Очевидно, что общественное участие в реализации проекта должно способствовать их профилактике и минимизации.

Непосредственно в рамках реализации пятого направления комплексного проекта модернизации образования «Расширение общественного участия в управлении образованием» на муниципальном уровне и в образовательных учреждениях создаются органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, включая участие в принятии решений по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда.

Создание советов (управляющих, государственно-общественных) означает вовлечение в практику управления образовательными учреждениями от нескольких сотен до нескольких тысяч представителей родительской общественности местного сообщества.

Компетентное принятие общественными управляющими, большинство из которых не являются профессионалами сферы образования и не имеют опыта управленческой деятельности, важных управленческих решений, с необходимостью требует их специального обучения. В противном случае велик риск принятия новыми управляющими неадекватных решений с явными негативными последствиями и дискредитации идеи государственно-общественного управления.

Многие школьные общественные управляющие нуждаются не только в специальных знаниях о современном образовании, школе и управлении ею, но и в стимулировании их мотивации к участию в управлении. Представители общественности в своем преобладающем большинстве недостаточно мотивированы на взаимодействие и партнерство в решении задач управления образованием, не обладают информированностью и компетентностью, необходимыми для построения и функционирования системы государственно-общественного управления в сфере общего образования, испытывают серьезные практические затруднения в организации взаимодействия и отношений.

В нашей стране с ее достаточно развитой системой повышения квалификации профессионалов от образования до недавнего времени были очень слабы традиции обучения представителей общественности, не разработаны психолого-педагогические, программно-методические и нормативно-правовые основания обучения общественных управляющих, не были подготовлены кадры, способные на современном уровне вести систематическое обучение.

В то же время возросшая открытость российского образования дает возможность опереться на опыт подготовки общественных управляющих в других странах: в последние годы был осуществлен перевод на русский язык многих пособий и руководств по обучению общественных управляющих.

Таким образом, актуальным является необходимость начала обучения общественных управляющих.

При этом решение столь ответственной задачи предполагает разработку качественного программно-методического обеспечения обучения, учитывающего особенности целевой группы обучения как в части содержания и технологий, так и в части режима и форм организации обучения.

В Московской области в 2006 г. осуществлена разработка и апробация образовательной программы и учебно-методических материалов для обучения общественных управляющих.

Специфика комплексного проекта модернизации определила необходимость модификации существующих разработок прежде всего за счет включения вопросов участия органов государственно-общественного управления в принятии решений о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, а также подготовки публичной отчетности образовательных учреждений и муниципальных систем образования.

Задача организации специальной подготовки общественных управляющих является для отечественного образования не только весьма актуальной, но и в достаточной мере новой и нестандартной.

Общественные управляющие как целевая группа обучения обладают определенными особенностями:

- отсутствие представлений и знаний об устройстве, задачах и условиях жизнедеятельности муниципальной системы образования, современной школы и систем управления образованием;

- ограниченное время для участия в программах подготовки (в силу занятости на основной работе);

- различный социальный и образовательный уровень общественных управляющих;

- проблематичность переноса на обучение общественных управляющих традиционных подходов к повышению профессиональной квалификации работников образования.

Кроме того, некоторые общественные управляющие нуждаются не только в знаниях, но и в стимулировании их мотивации к участию в управлении образованием.

Особая задача подготовки заключается в формировании у общественных управляющих навыков построения партнерских отношений с администрацией и коллективом образовательного учреждения, умений членов совета работать вместе продуктивно как единая команда.

Указанные особенности определяют необходимость разработки специальных принципов организации обучения общественных управляющих:

- целевой и компетентностно-ориентированный характер программы и процесса подготовки слушателей, наличие четко обозначенных целей, задач и ожидаемых результатов и формулирование их в логике присвоения новых управленческих компетентностей;

- клиенто-ориентированный характер и адресность содержания - специальный учет интересов, потребностей, ожиданий и опасений конкретных целевых групп пользователей;

- направленность на содействие оптимальному функционированию и развитию образовательных учреждений и систем, на повышение качества образования, качества школы, качества управления;

- принцип командной организации обучения: в качестве объекта обучения в духе идеи командности предлагается рассматривать не только и не столько отдельных членов органов государственно-общественного управления, сколько весь состав советов как команду, осуществляющую стратегическое управление школой;

- соответствие принципам образования взрослых (опора на анализ потребностей слушателей и их жизненных и профессиональных проблем, постоянная связь и соотнесение содержания программы с жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности слушателей, направленность на решение реальных, практически значимых задач, встроенность обучения в решение практических задач, преобладание активных форм, интерактивность, широкое использование материалов, порождаемых в ходе совместной деятельности);

- практико-ориентированный характер, проектно-конструктивная и продуктная направленность обучения (приоритетное значение в обучении анализу реальных ситуаций, проектированию конкретных моделей общественного участия в управлении общим образованием и стратегий их реализации, выработка в ходе обучения реальных полезных продуктов - управленческих решений, проектов и образцов документации советов, планов работы);

- современная научная обоснованность учебной программы - соответствие содержания программы и технологии ее реализации современному уровню теоретико-методологических подходов, понятий, концептуальных представлений, моделей образовательного менеджмента; соответствие содержания курса современному уровню мирового и отечественного опыта решения соответствующих задач;

- модульность построения; при этом модули могут конструироваться как «под особенности» целевых групп, так и в логике различных областей знаний, необходимых школьным управляющим (школоведческих, психолого-педагогических, правовых, экономических, собственно управленческих);

- гибкость, соответствие реальной ситуации обучения с ее особенностями, возможностями и ограничениями;

- вариативность реализации, ориентация на возможность осуществления различных моделей, форм и вариантов организации обучения;

- единство и взаимодополнение аудиторной и самостоятельной работы слушателей.

При организации специальной подготовки общественных управляющих использована ступенчатая модель - подготовка на базе Академии социального управления тьюторов для последующей реализации программы подготовки общественных управляющих в муниципальных образованиях Московской области.

Выбор данной модели определяется задачей не ограничиться обучением первой группы общественных управляющих, но подготовить специалистов на местах для постоянной работы по обучению общественных управляющих в созданных и создаваемых советах. В этом плане она работает на перспективу создания постоянно действующей системы обучения общественных управляющих. Академия социального управления организует подготовку тьюторов, обеспечивает их необходимыми программно-методическими материалами и в дальнейшем выполняет функции информационного и консультационного сопровождения.

Академия социального управления разработала программу специальной подготовки общественных управляющих и учебно-методические материалы (пособие, материалы для тьюторов, презентации). Партнером академии выступила компания «Евро-Класс» - ведущий на сегодняшний день в Российской Федерации разработчик учебно-методического обеспечения для обучения общественных управляющих.

Из 15 пилотных территорий в академию пришли учиться тьюторству 34 человека, по 1-3 представителя от муниципального образования. Для них провели обучающие и консультационные семинары. Тьюторы получили программу и учебно-методические материалы. В дальнейшем на местах им удалось осуществить подготовку 428 общественных управляющих.

Завершением работы стала конференция в академии, на которой тьюторы представили результаты своей работы, были обсуждены перспективы развития системы обучения общественных управляющих в Московской области.

Сергей КОСАРЕЦКИЙ, начальник Центра стратегических разработок Академии социального управления