Что же конкретно дает такой метод, как дискуссия? Он предоставляет возможность выразить свое мнение практически каждому ученику, выработать толерантность при столкновении противоположных мнений, умение аргументированно построить свою речь, самостоятельно найти информацию при подготовке к дискуссии, выступить перед публикой.

Однако учителю, который решает применить данный метод, следует помнить о тех опасностях, которые могут ожидать его самого и его учеников. Дискуссия может перерасти в обыкновенный хаос, при котором дети не только не слушают друг друга, но и переходят к взаимным оскорблениям. Она также может превратиться в простой диалог между учителями и определенной группой учеников. Одни ученики могут подавить своей аргументацией других, в результате учитель получит пассивность одних и агрессивность других.

Во избежание подобных ситуаций необходимо учитывать следующие правила для подготовки и проведения дискуссионных методов.

Необходимо четко «распределить» пространство, на котором будет происходить дискуссия. При этом нужно учесть такие факторы, как:

а) количество участников (очень важный аспект, т.к. слишком большое количество учеников в помещении создаст ряд проблем. Как показывает мой опыт, для дискуссии необходимо не больше 25-30 участников);

б) расположение места, где будут проводиться демонстрации таблиц, схем, видеофильмов и т.д.;

в) освещенность, проветриваемость помещения.

Следует установить и зафиксировать «правила игры». Это можно сделать двумя способами:

а) подготовить «Правила ведения дискуссии» и познакомить с ними учеников (этот способ позволяет значительно сэкономить время урока);

б) выработать эти правила совместно с учениками.

В своей работе я убедился: первый способ более эффективен. Поэтому применяю планшет, который во время проведения дискуссии выставляется на видном месте.

. Партнер - не враг!

. Умей слушать и слышать!

. Договорись о терминах!

. Не перебивай!

. Любое мнение ценно!

Необходимо «развернуть» дискуссию.

В этом случае важна проблема, которую учитель взял для обсуждения. Если она значима для участников дискуссии, то достаточно лишь сформулировать ее перед учениками. Если же проблема имеет «отвлеченный» характер или о предмете дискуссии известно достаточно мало, то учителю надо задуматься над тем, как ее преподнести - сделать экскурс в историю, зачитать отрывок из произведения или газетную статью, показать фрагмент видеофильма и т.д. И только после этого следует начинать работу.

Сам ход дискуссии зависит от ее вида.

Во время занятия учитель преследует цель: организовать процесс обсуждения, причем сделать это как можно более незаметным.

Для этого, как показывает опыт, необходимо:

. Поддерживать атмосферу доверия и взаимоуважения.

. Давать время на обдумывание вопроса.

. Обязательно обращать внимание на каждый ответ.

. Задавать наводящие и уточняющие вопросы.

. Стараться вовлечь в дискуссию как можно больше участников.

Завершая занятие, учитель еще раз вспоминает и обобщает выводы, сделанные во время работы учениками, благодарит участников и отмечает тех, кто соблюдал все правила ведения дискуссии. В конце можно провести рефлексию с участниками дискуссии, для того чтобы выявить те проблемные моменты, которые в будущем необходимо устранить.

Дискуссия на тему «Обыкновенный фашизм»

Оборудование:

- фрагменты видеофильма «Обыкновенный фашизм» (Ч.ХIV-ХV);

- листы ватмана, маркеры;

- телевизор, видеомагнитофон;

- выставка книг по теме.

За две недели до проведения дискуссии в школы города и района были даны задания для групп учащихся, которые должны были участвовать в дискуссии. Ученикам предлагается следующее.

1. Ответить на вопросы:

а) В чем причины появления фашизма в странах Европы в 20-30-е гг.?

б) Какова была социальная база фашизма?

в) Чем опасен фашизм для общества?

2. Подготовить постер на данную тему и продумать его презентацию.

Подготовка зала: расставить столы и стулья по методу «Кафе», подготовить место презентации постеров, установить видеоаппаратуру.

Ход занятия

Организационный момент: - Представление участников школы и преподавателей. Распределение их на группы (по школам).

Дискуссия.

«Договоримся о терминах» - ведущий просит участников объяснить, что понимается под термином «фашизм». (Это один из важнейших пунктов дискуссии: необходимо сразу определить значение терминов, чтобы в дальнейшем не возникало разночтение (непонимание) между участниками).

Участники отвечают на другие вопросы:

- Где и когда зародился фашизм?

- Какова его социальная база?

- Почему правительства разных стран в 30-40-х гг. не остановили фашизм?

После этого подводится итог всего того, что было сказано. Затем просматривается видеофильм «Обыкновенный фашизм» (Ч. ХIV-ХV).

Вопросы после просмотра видеофильма:

- Что же принес фашизм человечеству?

- Каким нам сейчас представляется фашизм?

Задав последний вопрос, ведущий предлагает группам решить, какая из них первой проведет презентацию своей работы.

Защита постеров - каждая группа может задать не больше двух вопросов соперникам, проводящим презентацию.

После завершения презентации ведущий благодарит группы за участие. (Очень важно, чтобы ни он, ни другие учителя - участники дискуссии - не пытались начать выяснять, какая работа лучше, а какая - хуже. Это может отбить у ребят всякую охоту к дальнейшей работе).

Далее ведущий предлагает перейти к следующему этапу дискуссии и поработать в группах.

Работа в группах по вопросу «Почему же сегодня в современном мире вновь появляются фашиствующие организации?». Группам дается 10-15 мин. на обсуждение.

Группы проводят обсуждение и фиксируют его на листах ватмана, после чего представляют свою работу. Остальные группы в ходе презентации могут задавать вопросы.

Вадим ПОСТРИГАНЬ, учитель истории школы №16, Зеленоград, Ростовская область