Но сначала попробуем ответить на вопрос: почему же россияне в последние годы так активно посещают современные гипермаркеты и оставляют там весьма значительную часть своего бюджета?

По статистике, человек в среднем проводит в магазине три четверти часа в день. Современный ритм жизни должен стимулировать сокращение времени, проводимого в магазинах. Но вместо этого все больше людей едут в гипермаркеты покупать товары, которые можно приобрести в ближайшем магазине. Причин несколько:

Современные гипермаркеты - это настоящие центры развлечений. Люди приходят туда семьями, оставляют детей в комнате отдыха, а потом изучают, оценивают и примеряют весь ассортимент товаров. К вечеру всей семьей они смотрят выступление какой-нибудь группы, катаются на коньках или посещают кинотеатр. Большие магазины открыты круглосуточно - только приходи и трать деньги.

Атмосфера, царящая в гипермаркетах, всячески притягивает посетителей и располагает к расходованию средств. Музыка - весьма важная составляющая успешной работы крупного магазина. Владельцы торговых сетей заметили, что с помощью тихих лиричных мелодий человек легче расстается с деньгами.

В крупном магазине трудно найти цену на товар, а если вы ее и найдете, то обнаружите, что она не круглая. Психологи выяснили, что цены, обозначенные десятыми и сотыми долями, покупатель считает для себя наиболее приемлемыми - ему кажется, что магазин на этот товар делает скидку. Расстояние между полками в гипермаркетах не больше 2,5 метра. Шире их располагать нельзя, иначе не будет возникать пробок. А ведь пробки - двигатель торговли, так как, ожидая, пока освободится проход, потребитель сможет наполнить свою тележку еще какой-нибудь продукцией.

Торговые сети сегодня представляют собой центры «статусного потребления». Подобно тому как «Макдоналдс» стал в начале 90-х символом западной цивилизации, что побуждало людей в обязательном порядке посетить его, также и крупные гипермаркеты подчеркивают статус и положение покупателя в обществе. Многие люди гордятся тем, что приобретают товары именно в крупных гипермаркетах, а не в обычных магазинах. Ну а торговые сети весьма интенсивно пользуются такой лояльностью к себе со стороны потребителей.

Покупательские потоки в крупном магазине подчинены определенным законам: человек с тележкой ходит чаще всего против часовой стрелки, взгляд посетителя падает в первую очередь на правую сторону полки - там-то хитрые торговцы и размещают товар, который они больше всего хотят продать. Самые дорогие продукты выкладывают на уровне глаз, обязательно «лицом» к потребителю, тогда как дешевые располагаются внизу или заставляются другими. Пока потребитель доходит до отдела с продуктами, за которыми и приезжает большинство покупателей, он успевает попутно набрать еще массу полезных и бесполезных вещей.

Крупные торговые центры в силу этих причин занимают все более доминирующее положение в современной торговле, вытесняя малые и средние розничные магазины. В результате у центров появляется монопольная власть, которая имеет тенденцию рано или поздно выходить на поверхность.

Сговор торговых сетей и сознательное повышение ими цен, по мнению многих экспертов, явились одними из главных причин скачка инфляции, произошедшего в последние месяцы. Другие негативные моменты деятельности гипермаркетов заключаются в высоких торговых наценках, избирательном подходе торговых сетей к поставщикам, высоком уровне оплаты вхождения в сеть и многих нерыночных правилах игры. Сегодня все чаще звучат мнения о том, что необходим закон, который бы регулировал работу торговых сетей и способствовал ограничению их негативного монопольного влияния на производителей и покупателей. Насколько велика вероятность введения госрегулирования в области сетевой торговли, покажет время. А пока гипермаркеты продолжают свое наступление на рынок, захватывая все большую часть российских потребителей.

Конечно, развитие и распространение торговых сетей по территории страны продолжится и в дальнейшем. И даже последний скандал с инфляцией этому процессу не помешает. Но власти любой страны должны понимать, что необходим здравый компромисс между крупными супермаркетами и небольшими розничными магазинами. Когда торговые сети вытесняют мелких торговцев, то возможно возникновение монополизма и роста цен; без крупных же сетевых компаний страдают ассортимент продукции и качество обслуживания, торговля приобретает менее цивилизованные формы. Да и населению надо понять, что необязательно ехать в крупные торговые центры для покупки многих товаров, их можно найти в близлежащем магазине, к тому же уровень цен и качество обслуживания там могут не уступать аналогичным показателям в гипермаркетах.

Евгений СМЫШЛЯЕВ, преподаватель экономики лицея города Лобни, учитель года Московской области-2006