Распределение этих средств неравномерно, оно зависит от результатов педагогического труда. Критерии распределения записаны в положениях о моральном и материальном стимулировании сотрудников, разработанных в каждой школе.

Из 25 процентов надтарифной части общего фонда оплаты труда мы можем выделять средства на доплаты и надбавки учителям и воспитателям дошкольного отделения. В положении о моральном и материальном стимулировании сотрудников нашей школы записаны 9 критериев оценки деятельности воспитателей дошкольного отделения. Например, за снижение заболеваемости детей в группе воспитатель ежемесячно получает до 5 процентов надбавки, если этот показатель ниже среднего по району, и до 7 процентов, если показатель ниже среднего по области. За разработку и осуществление индивидуального плана развития воспитанников полагается надбавка до 10 процентов.

8 критериев определены внутришкольным положением для оценки педагогического труда учителей-предметников. Это, например, участие и победы в конкурсах профессионального педагогического мастерства, разработка и внедрение инновационных программ, высокие результаты классов при проведении независимого тестирования и ЕГЭ. За подготовку медалиста или победителя областной предметной олимпиады педагог в течение года получает ежемесячную надбавку до 100 процентов. 10 процентов надбавки полагаются за руководство методическим районным объединением.

Деятельность классных руководителей у нас оценивается по 5 критериям и предполагает надбавки от 3 до 30 процентов. Среди критериев - привлечение внебюджетных средств (не родительских, а спонсорских или, например, заработанных классом на пришкольном участке); высокие результаты класса, по данным президентского тестирования по физкультуре; организация горячего питания.

Для заместителей директора школы существует 9 показателей оценки - в их числе организация системы дополнительного образования в школе, результативность методической работы, организация инновационной и экспертной деятельности, элективных курсов, профильных классов, контроль за работой коррекционных классов.

Из 25 процентов надтарифной части общего фонда оплаты труда мы также доплачиваем за увеличение объема или повышение качества работы. Это доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетами, ведение внеклассной работы, организацию методических объединений, работу в выходные дни, регулярную работу с компьютерной техникой.

Система надбавок и доплат призвана заинтересовать работников повышать качество образовательного и воспитательного процесса. Чтобы реализовать на практике эту идею, директора школ области предварительно прошли специальные курсы в Новгородском региональном центре развития образования, где учились составлять разные модели положений о моральном и материальном стимулировании работников.

Конфликтных ситуаций при распределении средств мы в своей школе стараемся не допускать, но для разрешения возможных конфликтов создана специальная конфликтная комиссия, состоящая из представителей педагогического коллектива и администрации. Вот пример спорной ситуации. Поскольку наша школа сельская, то педагоги, ежедневно ездящие к нам из города, получают доплаты за разъездной характер работы. Однако если педагог получил в Ермолино жилье, а потом продал его - эта доплата ему уже не полагается.

Справедливость распределения контролирует также совет школы, состоящий из учителей, родителей, учеников и представителей общественности.

Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область