Вот уже пять лет училищем командует генерал-майор Владимир Михайлович Грызлов. Он сам окончил ДВОКУ в 1973 году. После известных событий 1991 года, как и для многих офицеров, отказавшихся принимать присягу Украине, судьба складывалась непросто: несколько месяцев находился за штатом, искал новое место службы в России. В итоге опять оказался в родном училище. Год исполнял обязанности заместителя начальника по тылу, а затем в течение восьми лет был старшим преподавателем кафедры тактики. В 2000-2001 годах находился - в командировке в неспокойном Алжире, работал в академии национальной армии. По возвращении назначен заместителем начальника Дальневосточного военного института, через год - начальником. Мой первый вопрос к Владимиру Михайловичу, естественно, был таким:

- Училище, институт, опять училище - в чем суть всех этих трансформаций?

- Училище переходило на пятилетнюю систему обучения в связи с введением государственного образовательного стандарта. На мой взгляд, сделано это было не совсем правильно. Представьте, первые два года учебы - чисто гражданские науки. Курсант в это время не стрелял, не изучал технику, не водил боевые машины, - в общем, не получал собственно военных навыков. Проводился в начале двухтысячных годов и эксперимент по трехгодичному обучению только военным предметам. У таких выпускников-трехгодичников затем возникли проблемы с поступлением в академии... В общем, мы активно включились в переработку учебной программы. Нас поддержали другие сухопутные вузы. В результате новая программа, рассчитанная на четырехлетнее обучение, была принята. 60 процентов учебного времени теперь отводится военным наукам, а не 40, как было в недалеком прошлом. Это не мешает вручать нашим выпускникам дипломы государственного стандарта. Если раньше по гражданской специальности мы готовили инженеров по эксплуатации техники, то сейчас - менеджеров... Что касается возвращения прежнего наименования, это тоже наша инициатива. Просьбу ученого совета, ветеранов, командного состава наверху услышали. Возвращено не только привычное слово «училище», но и - это главное - имя прославленного советского полководца. Как и прежде, мы с гордостью называем себя рокоссовцами...

Лучше, как говорится, один раз увидеть... С благословения Владимира Михайловича отправляюсь в полуторадневный поход по училищу. Мой попутчик - организатор нашей совместной работы и главный рассказчик - подполковник Александр Николаевич Исаченко, заместитель командира курсантского батальона по воспитательной работе. Сын офицера, выпускник ДВВКУ.

С чего начать? Естественно, с полигона.

- Наше училище сильно традициями, - прервал мои мысли Александр Николаевич, - и одна из них - добираться до учебного центра, так сказать, комбинированным способом. По городу курсанты едут на машинах, а больший отрезок пути - в пешем порядке. Причем не просто идут, а отрабатывают различные тактические вводные - в ускоренном темпе преодолевают «зараженные» участки местности, отражают внезапное нападение «противника»... И так - 7-8 часов. Возвращение в училище - аналогичным образом. За год курсант преодолевает пешком в общей сложности сотни километров...

Нам проще. Не заметили, как доехали.

- Обратите внимание, - продолжает подполковник Исаченко, - учебный центр очень удобно расположен. Здесь все рядом - войсковое стрельбище, танкодром, директриса, тактическое поле...

Дальше калейдоскопом - лица офицеров, курсантов, короткие беседы, эпизоды полевых занятий...

Сначала знакомимся с подполковником Олегом Викторовичем Царевским. Он внимательно следит за тем, чтобы курсанты правильно надели общевойсковые защитные комплекты (ОЗК) и противогазы. Еще раз напоминает о мерах безопасности. А затем - Голливуд отдыхает! - начинается впечатляющее зрелище по преодолению огненной полосы с различными препятствиями. По завершении тренировки курсанты стягивают с раскрасневшихся лиц противогазы, улыбаются. Некоторые, похоже, даже вспотеть не успели. Вот это подготовка!

Рядом слышны выстрелы. Подходим. Преподаватель кафедры вооружения и стрельбы подполковник Виталий Митрофанович Мащенко - тоже выпускник ДВВКУ.

- На данном участке выполняется второе упражнение контрольных стрельб из автомата Калашникова. Руководит стрельбой преподаватель кафедры боевых машин и автомобильной подготовки подполковник Аверин Анатолий Валентинович...

- ?..

- На время полевого выхода прикомандирован к нам на кафедру. Людей не хватает. Нужны другие штаты. Хорошо, ветераны выручают. Пойдемте на соседний участок, познакомлю с подполковником в отставке Юрием Петровичем Никитенко. Уникальный человек. Представляете, когда я был курсантом, он был у меня преподавателем. До сих пор у него учусь. В теории стрельбы лучше его никто не разбирается...

За спиной слышу по-мальчишечьи звонкий, но пока еще не очень твердый голос:

- Товарищ подполковник, курсант Фокеев выполнял боевую задачу по уничтожению противника в указанном секторе стрельбы... В ходе боя наблюдал атакующую группу пехоты...

Удивительная все-таки штука происходит с молодыми людьми в военном училище типа ДВВКУ за какие-то четыре года. Со студентами ничего подобного быть не может. Вот сейчас он, курсант Фокеев, по сути, еще мальчишка. А через несколько лет встречу его, даст Бог, в войсках и, скорее всего, не узнаю...

Из завязавшегося разговора выясняется, что эффективность стрельбы напрямую зависит от знаний высшей математики, которую курсанты, оказывается, тоже осваивают...

Директриса боевых машин. Занятие по изучению боевого отделения танка. Преподаватель кафедры вооружения и стрельбы подполковник Александр Васильевич Лобкарев:

- Еще несколько лет назад стреляли только с места. Топлива не хватало. С боеприпасами тоже была проблема. Сейчас абсолютно другая картина. Топлива выдают столько, сколько нужно для организации качественного учебного процесса...

Убеждаюсь в этом, сидя на командирском месте в МТЛБ - многоцелевом легкобронированном транспортере-тягаче. Слева за рычагами - курсант 3-го курса Владимир Бровко. Поехали!.. Интересный, с характером парень. По настоянию отца после школы поступил в аграрный университет. Я не осуждаю отцов, чьи лучшие годы прошли на полигонах, когда они отговаривают сыновей от поступления в военные училища. У каждого на то наверняка есть своя причина. Однако в таком случае не надо было таскать сыновей по этим самым полигонам и сажать за рычаги боевых машин. Промучился Владимир два года в университете и, хотя там была военная кафедра, оставил его. В том же году на общих основаниях успешно сдал вступительные экзамены в училище. Отец - вот ведь парадокс! - был очень доволен...

Пять километров по пересеченной местности курсант Бровко преодолевает играючи. Я все жду, когда же он хоть немного устанет. Такие мы, фотокорреспонденты. Любим снимать людей в момент наивысшего напряжения физических и душевных сил. Увы, с Владимиром не тот случай.

- Привычка!.. - просто объясняет он.

А вот на тактическом поле мне везет. Здесь и пот градом льется, и человеческой психологии, вызванной колоссальным физическим и эмоциональным напряжением, хоть отбавляй. Второкурсники отрабатывают элементы встречного боя...

На следующее утро разговор с Александром Николаевичем начинается у фотогазеты, вывешенной рядом со зданием управления училища. На снимках запечатлены моменты выполнения курсантами парашютных прыжков.

- Прыгают только желающие, а таких набирается процентов 70. Рано или поздно им удается осуществить свою мечту. Все это благодаря председателю областного совета

РОСТО полковнику Александру Владимировичу Боржко, ветерану афганской войны, который тоже в свое время служил в училище... Курсанты из взвода морской пехоты и те, кто мечтает о службе в воздушно-десантных войсках, прыгают довольно часто...

По моей просьбе идем в аудиторию, где курсанты овладевают наукой, о которой их предшественники и не слышали. Руководит занятием полковник Евгений Геннадьевич Коноплев, преподаватель дисциплин цикла управления персоналом. У доски, исписанной мудреными формулами, - сержант Андрей Агафонов. Украдкой заглядываю в рабочий журнал преподавателя, нахожу фамилию Андрея и вижу напротив нее только хорошие и отличные оценки.

- Гражданская специальность менеджера по управлению персоналом очень востребована в наши дни, - говорит Евгений Геннадьевич, - поэтому большая часть курсантов относится к занятиям достаточно серьезно. Тем более что все понимают: без знаний нашего предмета не обойтись и на этапе офицерской службы...

- А что на доске изображено?

- В данном случае с использованием математических методов расчета сержант Агафонов искал эффективное решение по выбору одного из двух танков, представленных на продажу. С этой виртуальной задачей он справился успешно...

- Между прочим, компьютерные и математические сборные команды нашего училища, - не без гордости замечает Александр Николаевич, когда мы направляемся с ним на занятие по тактике, - не раз ездили на олимпиады и оставляли позади себя все другие сухопутные училища...

121-й специализированный класс производит сильное впечатление. Наверное, это и есть настоящее военное образование. На стене - доска, на которой, как выясняется, можно интерактивно моделировать и графически оформлять решение командира подразделения. Перед каждым курсантом - плоский экран монитора. Преподаватель кафедры тактики подполковник Андрей Васильевич Орлов говорит, что в обозримом будущем в распоряжении кафедры будет еще один такой класс. Что особенно радует - не спонсорам благодаря. Государству. Все поставки - по линии Министерства обороны. Помогает проведению занятия инструктор по работе с информационными технологиями Марина Александровна Пасынкова. Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, она в работе с курсантами не видит никаких трудностей...

Кстати, как выясняется в разговоре с начальником учебного отдела полковником Игорем Борисовичем Алпеевым, которого встречаем на нашем пути, всего в училище 3 доктора, 31 кандидат наук. Многие курсанты принимают активное участие в работе военно-научного общества.

На вопрос, о чем болит душа начальника учебного отдела, Игорь Борисович откровенно отвечает:

- Сейчас, как известно, разрабатывается образовательный госстандарт третьего поколения, который предусматривает переход на зарубежную систему «бакалавр-магистр». Если это коснется военных училищ, огромное количество времени педагогов будет отвлечено на разработку новых программ, и, возможно, опять нарушится баланс между часами военных и гражданских дисциплин... Еще одна назревшая проблема - необходимы дополнительные штаты преподавателей. Процентов тридцать не хватает...