Сегодня положение вещей существенно изменилось: все большее число родителей выбирают школу не по степени ее соответствия домашнему адресу, а по степени соответствия успешному старту будущей успешной карьеры своего отпрыска - то есть отыскивают школу, пусть и находящуюся за тридевять земель, зато престижную, качественную, многообещающую.

И в этой тенденции мы отнюдь не одиноки. Руководствуясь теми же самыми установками, устраивают своих деток в школы и большинство британских родителей. Ибо им нужны школы элитарные, занимающие в рейтинговых табелях высшие позиции, а так как никакой крепостной зависимости от учебных заведений по месту жительства в Британии нет, то подавать заявление можно в школу любую, вернее, в облюбованную.

И все это в конечном счете создает неимоверный хаос на дорогах страны с чудовищными транспортными пробками и соответственно с массовыми опозданиями на работу и на учебу. Почему? Да потому, что к школе, расположенной в чужедальней стороне, пешком не дойдешь, надобно ехать. И хотя немалое число британских учащихся путешествие это совершают самостоятельно, а стало быть, на городском транспорте, другие, которых тоже немало, добираются на персональном «извозчике», в качестве которого выступает либо заказанный к дому кэб (такси), либо автомобиль родительский. Каждый пятый автомобиль, выезжающий в утренние часы на городские дороги, движется именно по направлению к школе. 40 процентов учащихся младших классов развозятся сегодня по школам в личных родительских авто. Только за последние пару лет число развозимых родителями школьников младшего возраста увеличилось на 12 процентов. Объясняется подобный рост персонального «извоза» значительно ухудшившейся ситуацией с безопасностью на дорогах. Отпускать детей самостоятельно добираться до школы на метро и автобусах, в одиночку переходя городские дороги, и впрямь небезопасно. Последние исследования показали, что каждый пятый ученик попадал под машину или мотоцикл. Спору нет, статистика впечатляющая.

Однако налицо порочный круг: чем больше становится на дорогах «извозчиков», везущих своих чад в школы, тем выше риск ДПТ. Как быть? Заострив серьезное внимание на проблеме дорожного хаоса, спровоцированного персональным школьным извозом, британское правительство выступило с предложением об изменении графика школьных занятий. Правительство предлагает школам страны, доселе начинавшим уроки в одно и то же время - а именно, в 9 часов утра, - перейти на гибкий график. Отдельным учебным заведениям рекомендовано перенести начало уроков на 8 утра, другим - на более позднее время. Тем самым, как полагают на Уайтхолле, едущие в школу автомобили «обогнут» основной час пик и ослабят напряжение на дорогах.

Однако педагогическая общественность от подобного предложения не в восторге, да и родительская тоже. Во-первых, ломается привычный семейный график. Во-вторых, многим приходится развозить сразу двоих детей, если один ребенок учится в школе начальной, а другой - в средней. И если зазор между началом занятий в этих школах станет существенным, то продолжать заниматься извозом детишек родители смогут, разве что уволившись с работы.

Есть, казалось бы, куда более простое решение: развозить детей на бесплатных школьных автобусах, подбирающих своих учеников на специальных остановках. Однако решение хоть и простое, но дорогое: чтобы перевезти сотни тысяч городских учащихся, понадобится целая армада желтых автобусов. Муниципальным властям, читай налогоплательщикам, подобное не по зубам. Такие автобусы в Британии есть, но принадлежат они, как правило, школам частным или же предназначаются для перевозки в школы ребят-инвалидов.

...Казалось бы, отнюдь не глобальная на первый взгляд проблема: как школьнику добраться до школы? Как добирался до сих пор, так пусть и добирается впредь! Однако на самом деле новые времена потихоньку порождают новые установки, новые привычки и новые проблемы. Вот и «отпочковавшаяся» нынче от домашнего микрорайона школа вдруг породила к жизни совершенно неожиданный еще вчера вопрос: а как до нее, престижной, но далекой, ребенку добраться?

Лондон