Но добрые традиции не канули в Лету. В этом я убедилась, побывав в 131-м физико-математическом лицее г.Казани. Конечно же, он имеет свое лицо, но главное - дух лицейского братства продолжает объединять воспитанников и педагогов.

Медалистов много не бывает

Это была средняя школа. Ее открыли сразу после реформы в сфере образования 1961 года и в духе времени дали название - «Школа с производственным обучением второй ступени».

- У нас так много всегда было медалистов, что до сих пор идут разговоры - откуда столько? - улыбается директор лицея отличник народного образования, заслуженный учитель Республики Татарстан Иван Савельев.

То, что здесь давали прочные знания, а ученики их великолепно осваивали, дало основания в 1963-1964 учебном году сделать это учебное заведение школой с углубленным изучением физики и математики. С тех пор и пошли традиции физико-математического лицея, хотя этот статус был ему присвоен сравнительно недавно, в 1995 году.

Как и прежде, обучение лицеистов начинается с 8-го и 9-го классов, в зависимости от того, сколько они проучились в своей школе. Почти все из них проходят долицейскую подготовку на курсах.

Легенда об Иване Савельеве

- Отбор у нас рейтинговый. Как мы его устанавливаем? С удовольствием поделюсь опытом, - говорит Иван Алексеевич. - В июне мы собираем всех ребят, претендующих на учебу в лицее, тех, кого обучали на курсах и кого нет, и проводим с ними психологическое тестирование. Оно вмещает в себя 5 критериев - кругозор, умение анализировать, сравнивать, классифицировать числовые ряды, подготовленность учащихся по математике и физике. Учитываем также общую подготовку в родной школе. Каждому в зависимости от его успехов выставляем баллы. Особо оценивается участие в олимпиадах: районная олимпиада - 1 балл, городская - 2 балла, республиканская - 3, всероссийская - 4.

- То, что вы рассказываете, сейчас называется портфолио. Российская академия образования, отрабатывая предпрофильную подготовку на своих экспериментальных площадках, предлагает именно такой принцип отбора детей в профильные классы, - говорю я.

- Это и в Концепции профильного обучения записано, - продолжает зам. директора по УВР Татьяна Костельцева. - Если мы говорим о прозрачности отбора, механизм у нас четко отработан. Все данные висят на стендах. Дети знают, сколько они набрали баллов, какие у нас требования и какие у них возможности.

Вообще о Иване Савельеве как о директоре ходят легенды. Уж очень он строг и принципиален. Если ему позвонить и сказать: «Примите такого-то ученика», - ответ вряд ли будет положительным, ибо для него главное не чей это протеже, а сможет ли ребенок обучаться в лицее.

- Мы же с детьми работаем на курсах и видим мотивацию каждого ребенка. Решая задачи, не спрашиваем, где кто учится, но через каждые 8 занятий проводим тест. Кто хочет учиться, тот учится», - утверждает директор.

Вперед с электронными учебниками

Итак, наиболее подготовленные, мотивированные, желающие с головой окунуться в мир науки мальчишки и девчонки попадают в лицей. На первом этапе обучения они идут по единому учебному плану. Осваивая основную программу 8-9-го класса, углубленно изучают математику и физику, при этом очень много времени уделяют устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках, полученных в предыдущих классах.

Ребятам предлагают на выбор факультативные курсы не только по самым главным для лицея предметам, но и по биологии, химии, русскому и иностранному языкам. Кроме этого, ведутся пропедевтические курсы по радиоэлектронике и программированию, и надо сказать, что база для этого имеется. Работают лаборатории и компьютерные кабинеты с полным техническим оснащением, а электронные учебные пособия и программы разрабатываются как специалистами, так и самими воспитанниками физматлицея.

Уставшие, но довольные, они возвращались домой...

На втором этапе (10-11-е классы) осуществляется профильная подготовка. На математическом и физико-математическом профилях обучается большинство старшеклассников, но некоторые ребята выбирают биолого-химический. Для каждого из профилей созданы учебные планы, программы и дидактические средства обучения.

Разработана система спецкурсов по выбору, они пользуются у ребят особым успехом. Нравятся им математические бои, проводимые в регионе. Подготовка к ним идет всегда очень серьезно. В лицее проводятся предметные недели, в ходе которых школьники готовят рефераты и выпускают газеты, участвуют в разнообразных мероприятиях... А чего стоят походы! Почти каждый месяц не менее шести раз на год весь детский и педагогический коллектив во главе с директором участвует в увлекательном путешествии по родным местам. Так продолжается 25 лет, ровно столько, сколько занимает пост руководителя лицея Иван Савельев. Каждый из походов имеет свое название ( первый, например, традиционно называется «Золотая осень»), свою программу и маршрут. Обычно он длится один день, но участники похода успевают провести интересные развлекательные мероприятия, конкурсы, викторины, многое повидать и узнать. Такие походы, говорят в лицее, очень много дают в плане физического, патриотического и духовного воспитания, развивают личностные качества учеников, сплачивают коллектив.

Пешеходные маршруты сочетаются с прогулками на теплоходе, не обходится без поездок на пригородных поездах. А ведь это не так-то просто - вывезти за город 700 детей. За всех надо поручиться, за каждого взять ответственность на себя. Лично Иван Алексеевич проверяет экипировку ребят и набор продовольствия, а в своих учителях, идущих во главе той или иной группы, он уверен на все сто.

- Иногда меня посещает мысль: я так устал, дома куча дел, и возраст свое берет. Может, отказаться, не пойти? Но потом отбрасываешь все сомнения и идешь. А когда возвращаешься из похода, понимаешь, какое же это счастье - с ребятами и коллегами побыть на лоне природы, пообщаться, насладиться красотой нашей земли! - рассказывает зам. директора по научно-экспериментальной работе Василий Давыдов.

А когда мне показали работы ребят, членов школьной фотостудии, я сдалась: «Да, ваш лицей - самый лучший!» Серия работ, посвященная грядущему 1000-летнему юбилею Казани, который будет отмечаться в 2005 году, вызывает восхищение даже у профессиональных фотохудожников.

Из искры возгорится пламя

Как результат комплексной научно-методической, опытно-экспериментальной и воспитательной работы - прекрасные показатели в учебе и достижения на олимпиадах. Как гордость лицея преподаватели называют бывшего ученика химического класса Андрея Ведерникова, который в свое время занял первое место на Международной олимпиаде по химии, а ныне он профессор, доктор химических наук. Таких лицеистов здесь называют искорками, и, если верить афоризму, из них обязательно возгорится пламя.

90% выпускников 131-го лицея выбирают специальности, связанные с физикой и математикой, химией и биологией. Остальные делают выбор в пользу гуманитарного и экономического образования.

- Профильная подготовка - дело хорошее, - заключает Иван Савельев. - Мы в этом плане давно уже работаем, но когда я почитал Концепцию профильного обучения, то сразу увидел: в ней таятся большие возможности для всех школ.

В лицее хотят возродить физико-технический профиль, который был связан с развитием в Казани радиоэлектронной отрасли, но в последние годы стал невостребованным. К счастью, времена меняются. В городе становится все больше предприятий и научно-исследовательских институтов, которым нужны кадры, знающие электронику. И это хороший знак как для лицея, так и для всей республики.

Казань