Продолжение. Начало в №№ «Методической кухни» за 2006 год; №№4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43 за 2007 год.

Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Реально ли это? Как свидетельствует мой личный опыт - более двадцати лет я преподаю шахматы также детям 4-6 лет – не только реально, но и крайне желательно.

Достоинства шахмат как школьного предмета уже описаны. Менее известно, что еще большую ценность шахматы представляют для дошкольного образования в связи с той ролью, которую они могут сыграть в процессе интериоризации (переходе игры «внутрь» – во внутренний план). Речь идет не только об игре в шахматы как таковой, где умение «действовать в уме» (или иначе «внутренний план действий») складывается стихийно, а о процессе обучения ее основам, с опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий.

Известно, что формирование способности «действовать в уме» является одной из центральных проблем психологии, причем наиболее интенсивно эта способность развивается в дошкольном возрасте. Вместе с тем в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. Становление внутреннего плана действий важно для всех видов деятельности дошкольника, т.к. каждая из них требует выполнения операций в определенной последовательности. И шахматы выступают в роли универсальной игры-выручалочки.

Поэтому неудивительно, что многие родители в последние годы заинтересованы в том, чтобы их дети учились играть в шахматы с самого раннего возраста. Мне часто звонят с просьбой найти педагогов для групповых или индивидуальных занятий с малышами. Нередко даже - с двухлетними, так как я автор пособия «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет».

Ключевой задачей представляется обеспечение мотивации у дошкольников, посещающих уроки шахмат. Я рассматриваю шахматы для детей как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. И в конце каждого учебного года провожу устный опрос среди детей 4-6 лет - нравятся ли им занятия. За эти годы из 964 малышей лишь 23 не подняли руки. Причем выяснилось, что 17 ребят отвлеклись и не услышали вопроса, а оставшиеся шестеро были обижены на то, что им не уделяли внимания больше, чем другим. Я не только преподаю сам, но и провожу семинары для родителей и педагогов, которые работают по моей системе. В частности, в двенадцати филиалах московского детского центра «Сёма» занимаются с малышами 3-6 лет по моим книгам. А профессионализму и артистизму, с которым проводит уроки в дошкольном звене москвичка Наталья Черничкина, я сам по-доброму завидую.

Большой опыт накоплен и другими российскими педагогами, преподающими шахматы малышам в Москве, Санкт-Петербурге, Якутске, Томске, Набережных Челнах, Ульяновске, Нижнекамске, Сатке, Волгограде, Краснодаре, Красноярске, Норильске, Нижнем Тагиле, Кемерове, Армавире, Кстове, Барнауле, Воркуте – в этом вопросе Запад учится у россиян.

* * *

Перехожу к очередному уроку курса. Наглядный материал на учительском столе:

1) персонажи сказки, вырезанные из бумаги и наклеенные на картон (Юра, Клеточка);

2) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски, горизонтали (вертикали), диагонали, центр.

На партах перед каждым учеником – шахматная доска, около нее располагаются фигуры. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.

В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой все фигуры. Ребята вспоминают ход каждой из них и показывают те дорожки доски, по которым фигуры передвигаются.

Затем я раскрываю книгу «Удивительные приключения в Шахматной стране», продолжаю читать и одновременно инсценировать двенадцатую главу «Ковер-самолет» (эта глава изучается на двух уроках - 22-м и 23-м).