Познаем себя и мир, играя

Игра «Листок»

Порядок проведения игры

Шаг первый. Ведущий игры (учитель) предлагает учащимся вытянуть кружки (они трех цветов), делит класс в соответствии с их цветом на три группы, каждая из которых садится вокруг сдвинутых столов и выбирает лидера.

Шаг второй. Для создания настроения на совместные действия в каждой группе проводится мини-игра «Доброе слово».

Описание игры: начинает ее лидер, который, наклонившись к соседу и дотронувшись до его плеча, тихо, чтобы другим не было слышно, шепчет ему: «Я желаю тебе... (далее следует доброе слово)». Эти действия лидера по очереди повторяют все сидящие в кругу.

Шаг третий. Каждая группа получает от ведущего лист растения (листья должны быть похожи, но и иметь различия).

Задание каждой группе: пуская лист по кругу, рассмотреть его, при этом каждый должен сказать о нем несколько слов, не повторяя того, что уже было сказано.

Шаг четвертый. Ведущий предлагает лидерам групп отдать листья ему.

Шаг пятый. Ведущий просит подойти к учительскому столу. Задание: найти свой листок.

Шаг шестой. Каждой группе предлагается рассказать об отличительных особенностях своего листочка.

Шаг седьмой. Заключительное слово ведущего. Он подчеркивает, что если даже листья растений так не похожи друг на друга, то как же должны различаться между собой такие сложные существа, как люди!

Различия между людьми - это закон природы.

Подведем итоги.

Прикосновение к листку как «посланцу природы» помогло сделать в конце игры важный вывод.

Человек как личность

и индивидуальность

Каждый из нас неповторим. Что же это значит? То, что на всей Земле, среди более чем шести с половиной миллиардов человек, не встретишь точно такого же мальчика или такую же девочку, как вы. Ведь даже близнецы не полностью копируют друг друга, более того: на одном дереве не найдешь двух абсолютно одинаковых листьев, как не увидишь двух повторяющихся снежинок. А уж снежинок-то куда больше, чем людей! Тем не менее все они только похожи друг на друга.

Все люди на планете также различаются между собой. И дело тут не только во внешности: современная пластическая хирургия способна изменить природную внешность человека до такой степени, что он станет буквальной копией другого. И если специально задаться этой целью, внешние различия можно устранить. Совпасть могут и возраст, и группа крови, и состояние здоровья: конечно, это крайне маловероятно, но все же возможно. Несмотря на все это, внешне абсолютно одинаковые люди останутся неповторимыми, все равно это будут два разных человека.

В чем же заключается это странное качество - неповторимость?

Не правда ли, обидно, когда вам говорят: «Ты такой же (такая же), как все?» Иногда мы сами пренебрежительно отзываемся о ком-то подобным образом. В данном случае, говоря о человеке, что он «как все», мы приравниваем его к чему-то абстрактному, как бы делаем частью толпы. Тот, кто «как все», на самом деле «никакой»: ведь толпа не обладает какими-либо особенностями, ее основное качество - безликость.

Безликий - «без лица», без личности. Да, именно личность и делает человека неповторимым, она выделяет его из толпы, в которой никто не хотел бы находиться, потому что человеческая толпа недалеко ушла от стада животных: все разнообразие внешних качеств тонет в общей внутренней безликости.

Личность - это субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Ключевыми словами в этом определении являются «сознательная деятельность» и «общественная жизнь»: чтобы быть личностью, человек должен действовать по своей воле, осознавать свои поступки, а не руководствоваться голыми инстинктами, как животное. Кроме того, эта деятельность должна происходить в обществе. Именно во взаимодействии с другими личностями человек проявляет свою собственную.

Вот как характеризует понятие «личность» ученый-социолог В.Слободчиков: «Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре.

Именно в обществе под влиянием конкретной культуры, в процессе воспитания и обучения формируется человеческая личность. Поэтому не всякий человек является личностью. Человек - это лишь биологическое определение, которое характеризует нас в качестве особи конкретного биологического вида. Личностью в полном смысле этого слова мы становимся только в обществе, когда приобретаем социально значимые качества.

Но у слова «личность» есть и более узкое значение, которым мы чаще всего пользуемся в повседневной жизни, характеризуя личность как сильную или слабую, яркую, открытую и т.д.

В данном случае под личностью мы подразумеваем характер - индивидуальное сочетание качеств человека, проявляющееся в типичных способах поведения.

Как уже говорилось, общественное значение, социальную роль личность имеет только в обществе, поэтому она всегда представляет определенную историческую эпоху и, как следствие, несет в себе набор общих для данной эпохи, для конкретного человеческого общества качеств - типических черт.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Каждый человек может стать индивидуальностью и полноценно, в меру отпущенных ему возможностей, прожить свою жизнь, найти способ совершенного существования в этом несовершенном мире, если:

полюбит себя, осознает свою уникальность, обратится к своему внутреннему миру, научится ценить себя, самосовершенствоваться, поверит в свои силы, воспитает волю и характер;

найдет «свою» профессиональную деятельность, сумеет сделать ее творчеством и из ремесленника станет мастером, знатоком тонкостей своего дела;

найдет свое место среди людей и свою миссию в обществе;

откроет себе миры других людей через искусство общения и общение с искусством.

Понятие личности очень многогранно и включает в себя такие значения, как упомянутый уже характер, темперамент, способности, ценности, установки, ориентиры, навыки и многое другое.

Характер занимает центральное место в структуре личности, так как он определяет индивидуальность и своеобразие человека, он формируется раньше всего и сохраняется всю жизнь, изменяясь постепенно.

Способности и талант

Способности - это индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.

Кто-то быстрее всех решает задачки по математике, кому-то удается надолго задерживать дыхание и плавать под водой, кто-то рисует красивые картины, пишет трогательные стихи или хорошо поет. Способностей существует великое множество, их можно по-разному классифицировать.

Все мы знаем, что способности можно развивать, «выращивать» - совсем как растения. Но если к яблоне попытаться привить, к примеру, росток кактуса, то усилия будут потрачены впустую. Ученые-ботаники, возможно, с этим не согласятся: мол, современная наука творит почти что чудеса.

Как не каждый садовод-любитель является высококлассным ученым, так и не каждый родитель или воспитатель настолько хорошо разбираются в детской психологии, чтобы «слепить» из простой яблони (обычного ребенка) новый гибрид - например, математика-футболиста-пианиста-хирурга (можно продолжить).

К сожалению, не все, кто берется за воспитание детей, понимают, что нельзя развить в подопечном сразу все способности: на это попросту не хватит времени. Есть и другая причина, по которой разные способности у разных людей развиваются по-разному: каждый хоть раз говорил: «Мне это не дано» или: «Ему это дано от природы». Эта степень изначальной, врожденной «данности» той или иной способности называется задатком. Если у человека с рождения есть склонности к рисованию, то он с большей вероятностью станет знаменитым художником, чем тот человек, у которого нужного задатка нет. Как к яблоньке трудно привить кактус или собрать с нее урожай помидоров, так и человеку сложно развить в себе способность без какой-либо основы для нее. Но как яблоня без должного ухода не будет давать не то, что помидоры - даже яблоки (хотя могла бы), так и способность без должной заботы о ней может не дать о себе знать до конца жизни. Нередко случается, что человек только в глубокой старости обнаруживает в себе поэта или архитектора, начинает творить... А способности были в нем всегда, просто «дремали»: не было времени на то, чтобы углядеть внутри себя самого росток, вынуть его на свет, укрепить, обработать.

У вас тоже есть свои способности, возможно, их еще только предстоит найти. Бесталанных людей не бывает! Если у вас не получается что-то одно, обязательно получится другое - дефицит одной способности восполняется за счет других: не музыка, так спорт, не спорт, так поэзия, танцы или наука. Нужно суметь найти свой собственный росток и превратить его в большое и крепкое дерево. А свои собственные усилия и методика обучения ваших преподавателей - это специальные инструменты, которые помогают дереву быстрее вырасти и окрепнуть.

Да, бесталанных людей нет. Но зато есть те, кому сравнительно проще дается развитие собственных способностей, у них от природы больше задатков, - таких людей называют одаренными. Характеристика «одаренность» относится к человеку, способному ко многим видам деятельности. Уровень и степень одаренности характеризуются понятиями «талант» и «гений».

Талант - это выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, а гениальность - это высший уровень развития способностей и талантов. Гении всегда творят нечто абсолютно новое, делают невероятные открытия, находят ранее неизведанные пути творчества. Но, к сожалению, гении часто остаются непризнанными при жизни, так как опережают свою историческую эпоху. Талантливый, и уж тем более гениальный человек с большей вероятностью найдет в себе скрытые способности, но их также надо развивать.

Кто знает, скольких гениев лишился мир лишь потому, что они в силу разных причин не смогли заниматься любимым делом. Например, отец великого композитора, основоположника русской классической музыки М.Глинки был против увлечения сына: тот хотел всецело посвятить себя музыке, но профессия музыканта в начале XIX века считалась немыслимой в дворянском кругу, и, уступая желанию отца, Глинка был определен помощником секретаря в канцелярию Совета путей сообщения. К счастью, такая работа не помешала осуществить свою мечту и раскрыть талант.

А ведь нередко случается, что под воздействием внешней среды - не только родителей, но и друзей, окружения - приходится переступать через себя, делать что-то, что вам делать совсем не хотелось бы. Речь идет не об общепринятых запретах или предписаниях: даже если не хочется, нужно ходить в школу и делать уроки, а грубить или драться недопустимо (конечно, если вы хотите, чтобы вас считали воспитанным человеком). Тема социальных норм слишком широка, чтобы говорить о ней сейчас. Просто если вам что-то запрещают или, наоборот, заставляют чем-то заниматься, отнюдь не значит, что это угрожает вашей личности. Напротив, социальные нормы защищают вашу личность и личности других людей.

Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург