На основе Конституции РФ свободные выборы являются высшим выражением власти народа. Народ в результате выборов непосредственно формирует в Российской Федерации четыре института власти: Президента России, Государственную Думу Российской Федерации, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления (представительные органы - в виде советов депутатов на уровне муниципальных образований, исполнительные органы - в виде глав муниципальных образований). Все остальные институты власти формируются уже выборными органами власти - либо самостоятельно, либо в результате взаимодействия между ними. Таким образом, право на осуществление властных полномочий прямо или опосредованно делегируется всем органам власти и должностным лицам народом, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране.

В мае 2005 года принят новый Федеральный закон №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», вступивший в силу 7 декабря 2006 года. На основании его изменился порядок формирования указанного органа законодательной власти - все депутаты будут избираться по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов от партий. Таким образом, в истории отечественного парламентаризма состоялся серьезный поворот - переход от смешанной избирательной системы (ее еще называли системой «50:50», когда 50% состава Государственной Думы избиралось по одномандатным округам, а вторая половина - по партийным спискам) к пропорциональной. Главным мотивом изменений, по мнению депутатов Государственной Думы, принявших закон, является устранение заметного недостатка мажоритарной системы, выраженного в том, что при победе на выборах определенного кандидата с минимальным перевесом, значительная часть избирателей лишается своего представителя во власти. Важным приобретением нового порядка голосования называют также возможность повысить роль политических партий в общественной жизни страны.

Федеральные списки кандидатов должны выдвигаться только политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах. В настоящее время законодательство не предусматривает создания избирательных блоков при проведении выборов. Вводятся новые условия существования партии: начиная с 2005 года в партии должно состоять не менее 50 тысяч членов (было - не менее 10 тысяч), причем более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, в остальных региональных отделениях не может быть менее 250 членов.

В федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы должны входить не менее 100 и не более 500 кандидатов, которыми могут быть не только члены партии, но и иные лица (не более 50% списка), не являющиеся членами иных политических партий.

Федеральный список кандидатов на выборах в Государственную Думу может содержать общефедеральную часть (не более трех человек) и должен указывать на региональные группы, число которых не менее 100 (число избирателей по каждой региональной группе - не менее 650 тысяч и не более 3 миллионов человек). Региональные части списков в совокупности должны охватывать всю территорию России.

Значительно повышен предел всех расходов из средств избирательного фонда политической партии - до 400 миллионов рублей (ранее - 250 миллионов), без учета средств избирательных фондов региональных отделений политических партий. С учетом того, что региональные отделения политической партии также могут формировать свои избирательные фонды, в целом партия может израсходовать более одного миллиарда рублей.

В Государственную Думу избираются депутаты по федеральным спискам, каждый из которых получил не менее 7% голосов, при условии, что таких списков не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (если ни один из списков не получил более 7% голосов, то выборы признаются несостоявшимися). Общая сумма голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на 450 (число мандатов), полученный результат - избирательное частное, на него делится число голосов избирателей, поданных по стране за соответствующую партию. Таким образом определяется количество мест каждого федерального списка в Государственной Думе.

Устанавливается единый день голосования на выборах представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - второе воскресенье марта (резервный день - второе воскресенье октября).

С 1 января 2006 года в десять раз увеличено государственное финансирование партий.

С 25% до 10% сокращено количество недостоверных или недействительных подписей избирателей, достаточное для отказа в регистрации.

Перечень оснований прекращения полномочий депутата Государственной Думы дополняется новым положением, согласно которому парламентарий утрачивает свой мандат в случае перехода из одной фракции в другую.

Предусматривается возможность проведения электронного голосования на небольшом количестве избирательных участков.

В целях повышения политической ответственности граждан на выборах всех уровней отменена форма голосования «против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)».

Отменен процентный порог явки избирателей на выборы депутатов Государственной Думы, преодоление которого ранее являлось обязательным условием состоятельности выборов.

Каковы полномочия этого представительного органа власти?

Подготовленный законопроект направляется на имя Председателя Государственной Думы, регистрируется и готовится к рассмотрению. Затем в соответствии с процедурой законодательного процесса проходят процедуры чтений законопроекта в Думе, вносятся все необходимые поправки, проводится голосование и при условии одобрения не менее чем двумя третями от общего числа депутатов проекты законов в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федераций. Далее при положительном решении последнего передаются на подпись Президенту РФ.

К важнейшим полномочиям Государственной Думы следует отнести бюджетные полномочия, которые не ограничиваются принятием закона об утверждении бюджета на очередной год, но включают в себя и некоторые контрольные функции: именно Государственной Думе Правительство РФ представляет разработанный им федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Кроме того, депутаты Думы одновременно с принятием закона об утверждении федерального бюджета утверждают бюджеты четырех внебюджетных государственных фондов - пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости населения.

На сегодняшний день парламентаризм - важное средство, которое обеспечивает эволюционное развитие общества, приводя общественное устройство в соответствие с меняющимися условиями жизни, а парламент - наиболее демократический институт власти. Для многих людей выборы в парламент - единственное средство воздействия на власть, а значит, и на собственные жизненные перспективы.

На наш взгляд, школа совместно с избирательными комиссиями должна влиять на правовое и гражданское самосознание избирателей. Это могут быть разные совместные акции и проекты. Рязанский региональный центр гражданско-правового образования и Избирательная комиссия Рязанской области реализуют сегодня региональный проект для старшеклассников.

«Готовимся стать избирателями»

Цели. Региональный проект «Готовимся стать избирателями» ориентирован на учеников 10-х классов и рассчитан на один учебный год.

Проект предусматривает добровольное партнерство (сотрудничество) работников избирательных комиссий различного уровня и школы (учителя и группы школьников), в результате которого ученики узнают, как работает избирательная система страны; вырабатывают собственное отношение к выборам как одному из способов политического участия в жизни страны; смогут попробовать себя в роли избирателя (в деловой игре); разработают и реализуют информационный проект по правовому просвещению жителей микрорайона школы; расширят свои представления о мире юридических профессий.

Для педагогов участие в проекте будет способствовать: профессиональному и общекультурному развитию личности, совершенствованию методов обучения и взаимодействия с учащимися; профессиональной самореализации через удовлетворение потребностей общества в правовом образовании школьников; повышению эффективности гражданско-правового образования.

Этапы регионального проекта «Готовимся стать избирателями»

Проект включает шесть основных этапов (компонентов):

1. Знакомство: встреча работника избиркома со школьниками, рассказ о себе и своей деятельности в избиркоме.

2. Активные занятия и деловые игры по избирательному праву и избирательному процессу: курсанты Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ проводят интерактивные занятия по избирательному праву и избирательному процессу (2 занятия по 2 акад. часа) с каждой группой школьников - участников проекта.

3. Посещение избирательной комиссии Рязанской области (далее - ИКРО): работник ИКРО принимает учащихся у себя в здании ИКРО и проводит экскурсию, знакомит ребят с системой ГАС-выборы.

4. Посещение участковой избирательной комиссии: педагог вместе со школьниками посещают участковую избирательную комиссию, знакомятся с особенностями ее деятельности, оказывают посильную помощь; по итогам посещения проводится занятие с участием сотрудников избиркома.

5. Конкурс информационных проектов «Накануне выборов»: школьники, педагоги, курсанты Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ, представители избиркомов и другие заинтересованные лица создают и реализуют проекты, направленные на информирование населения в микрорайоне своей школы о предстоящих выборах: изменениях в избирательном законодательстве, особенностях современной партийной системы в России, процедуре выборов и т.д.

6. Заключительная встреча: подведение итогов партнерства, планирование мероприятий на следующий год.

Основные этапы предполагают участие сотрудника избирательной комиссии-партнера и его непосредственный контакт с детьми.

Людмила МОСТЯЕВА, руководитель Рязанского центра гражданско-правового образования; Юрий МОСТЯЕВ, доцент Рязанского государственного радиотехнического университета

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе информационных проектов старшеклассников «Накануне выборов»

Общие положения

Конкурс информационных проектов старшеклассников «Накануне выборов» в рамках регионального проекта «Готовимся стать избирателями» проводится Управлением по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области, Избирательной комиссией Рязанской области, Рязанским областным институтом развития образования совместно с другими заинтересованными организациями и ведомствами. Он направлен на формирование электоральной культуры и повышение правовой осведомленности населения по вопросам избирательного права и избирательного процесса.

Основными целями и задачами конкурса являются:

стимулирование проектной деятельности старшеклассников, связанной с избирательным правом и избирательным процессом;

формирование личности Гражданина и Патриота России;

поддержка социально активных групп учащихся;

пропаганда активной гражданской позиции;

развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся;

объединение и координация усилий всех организаций и ведомств, заинтересованных в формировании электоральной культуры населения.

Конкурс позволит обратить внимание общественности, СМИ на значимость гражданского участия, проявляющегося в том числе и в выборах, привлечь к решению проблем правового просвещения населения учащихся школы и других заинтересованных лиц, объединить усилия государственных и общественных институтов региона.

Участники конкурса

Участниками конкурса могут быть проектные группы (учащиеся) образовательных учреждений области, задействованных в региональном проекте «Готовимся стать избирателями».

Организация и проведение конкурса

Конкурс проводится в два этапа: первый - заочный (рассмотрение портфолио реализованных информационных проектов); второй - очный (презентация реализованных информационных проектов).

Общее руководство на каждом этапе осуществляет оргкомитет.

Заявки на участие в конкурсе с указанием фамилий педагогов-руководителей и состава проектных групп учащихся, а также портфолио проекта направляются в областной оргкомитет не позднее 15 февраля 2008 г.