Задачи урока:

Перечислить важные для дружбы качества.

Описать проявления дружбы.

Показать связь дружбы и социального здоровья.

Материалы для урока:

Рабочие тетради, листы бумаги с нарисованными кругами для каждого ребенка.

Ход урока

Энергизатор

Детям встать в круг, повернуться в затылок друг другу, положить руки на плечи впереди стоящего, закрыть глаза. Учитель ведет эту цепочку по кабинету, огибая все препятствия. Впереди стоящий должен вести себя так, чтобы следующий за ним чувствовал себя комфортно с закрытыми глазами.

Учитель: Что помогло вам действовать уверенно, не боясь запнуться, упасть?

Дети: Жесты, движения, подсказка, взаимовыручка, чувство локтя.

Учитель: Урок посвятим близким отношениям людей - дружбе.

Разделимся на 4 группы. Рассчитаться: зима, лето, весна, осень.

1-я группа - «Зима».

2-я группа - «Лето».

3-я группа - «Весна».

4-я группа - «Осень».

Мозговой штурм

Учитель: Что такое дружба?

Дети: Общение, помощь, поддержка, взаимовыручка, чувство локтя.

Учитель: Прочитайте слова, которые написаны на доске.

Общие интересы, споры, доверие, помощь, любовь, обожание, конфликты, понимание, защита.

Выберите три наиболее важные для тебя.

Приведите примеры дружбы героев из художественной литературы.

Дети: Малыш и Карлсон. Пятачок и Ослик.

Работа в малых группах

Учитель: Предлагаю в группах обсудить следующие вопросы:

1-я группа. Что отличает дружных людей, что присуще их отношениям?

2-я группа. Что несвойственно дружеским отношениям?

3-я группа. Почему люди дружат?

4-я группа. Почему ценят дружбу?

Организует дискуссию в группе тот, кто в самой темной одежде.

Представляет группу тот, кто в светлой одежде.

Секретарь тот, у кого самые короткие волосы.

На обсуждение 5 минут.

В процессе обсуждения ученики ведут запись на большом листе фломастером. Этой записью воспользуются во время выступления.

Обсуждение информации.

Разделить доску на две части. На первой - запись отношения, характерные для дружбы (доверие, искренность, взаимопонимание). На второй - то, что не характерно для дружбы (зависть, драки, насмешки).

Учитель: Почему отношения из второй колонки несовместимы с дружбой? Почему отношения из первой колонки укрепляют дружбу? Между кем отношения более дружеские: знакомыми, приятелями, друзьями? В чем разница отношений этих людей? Приведите пример того, как отношения из знакомства перерастают в дружбу.

Вывод. Чем лучше люди знают друг друга, тем больше вероятность дружеских отношений. Чтобы люди были здоровыми, обязательно должны дружить. С другом можно поделиться, друг поймет и поможет.

Группам выдать листы бумаги с нарисованными четырьмя концентрическими кругами для каждого ученика. В центре написать слово «Я». В прилежащем к кругу кольце перечислить самых близких людей. Второе кольцо заполняется хорошо знакомыми людьми. Внешнее кольцо будет содержать людей, которых дети просто знают.

Учитель: Кого вы больше всего любите?

Дети: Родителей, братьев, сестер.

Учитель: К кому хорошо относитесь?

Дети: К друзьям, одноклассникам.

Учитель: Кого просто знаете?

Дети: Соседей, дальних родственников.

На обратной стороне того же листа бумаги поставить точку и обозначить свое «Я», затем расположить имена людей, с которыми дружишь. Соедини это имя с точкой «Я» отрезком.

Учитель. Начертите 5-6 отрезков.

Что нового о самом себе узнал во время выполнения этого задания? Хотел бы иметь больше друзей? Почему?

Применение на практике

1-й группе разобрать ситуацию №3.

2-й группе - №4.

3-й группе - №5.

4-й группе - №6.

Организует дискуссию голубоглазый.

Выступает от группы - темноволосый.

Учитель: Что такое настоящая дружба?

Дети: Уважение друг к другу.

Правильная критика.

Выводы

Здоровье - это не только отсутствие болезней в организме, но также сознательное и эмоциональное благополучие человека.

Оценка урока детьми

Нарисовать клоуну рот, который соответствует твоему настроению после урока.

Тема «Общение»

Цель:

Познакомить детей с выразительными движениями как одним из способов невербального общения.

Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов сообщения.

Задачи урока:

Дать возможность потренироваться в невербальном общении.

Привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальных и невербальных компонентов сообщения.

Материалы для урока:

Рабочие тетради, на карточках слова «общение», «мимика», «жесты», «выразительные движения», «написано на лице». На карточках задания для детей. Мягкие игрушки-пушистики у детей.

Ход урока

Учитель: Встать всем в круг, лицом в центр круга. Начинаем урок с игры в «Глухой» телефон». Будет очень хорошо, если телефон не испортился. Прошу не подводить рядом стоящего и верно передавать ему информацию.

(Информация: «Желаю тебе удачи!»)

Учитель: Почему игра получилась?

Дети: Хорошо слушали и слышали. Верно передавали информацию.

Учитель: В жизни очень важно уметь слушать и слышать окружающих. А происходит это во время общения.

Разделить детей на 4 группы.

Рассчитаться: роза, береза, мак, василек.

Роза - 1-я группа. Занять места за первым столом.

Береза - 2-я группа. Занять места за вторым столом.

Мак - 3-я группа.

Василек - 4-я группа. Места за четвертым столом.

Мозговой штурм

Учитель: Что такое общество? (Вывесить на доску карточку «Общение».)

Дети: Передача информации.

Обмен мнениями. Разговор, спор. Понимание.

(Ответы детей записываются на доске.)

Что происходит во время общения?

Дети: Обмен опытом, информацией.

Учитель: Во время общения человек себя выражает таким способом, чтобы он был правильно понят.

Учитель: Какие условия надо выполнять, чтобы общение состоялось?

Дети: Доброжелательность, доверие, умение выслушать собеседника, принимать человека таким, какой он есть.

Учитель: Общение состоится тогда, когда тебя понимают. Как можно общаться друг с другом?

Дети: С помощью слов. Без слов, при помощи выразительных движений.

Обсудите в группах, какое значение имеют жесты для общения.

Организует обсуждение тот, у кого самая светлая одежда. На обсуждение 2 минуты.

Учитель: У человека при выражении чувств особую роль играют мышцы лица. Это мимические мышцы. Изобразите с помощью мимических мышц радость, гнев, страдание.

Существует такое выражение - «Написано на лице». Объясните смысл этого выражения.

Существует специальный театр, где на протяжении всего спектакля не произносится ни слова. Все представление состоит из мимики и жестов. Это «Театр мимики и жеста».

Людмила ШАПОВАЛОВА, учитель начальных классов, Колпашево, Томская область