Особенно актуально это сейчас, когда на смену веку техники приходит век человека. Теперь большая роль отводится процессу становления человека, обретению им себя как личности, созданию условий для развития его духовности и творчества, за что, естественно, ответственны словесники. Основы литературной грамоты призвана заложить начальная школа, в которой литературное чтение - ведущий предмет. Сегодня происходит перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учениками, на формирование общелогических (надпредметных) мыслительных умений.

Уроки литературного чтения предоставляют учителю богатые возможности для развития познавательного процесса у младших школьников. Такой вид работы, как сочинение, стимулирует творческое мышление. Новым здесь мы считаем раннюю пропедевтическую подготовку первоклассников (1-3) или второклассников (1-4) к написанию сочинения. При этом акцент при развитии мышления делается не на предметы естественно-научного цикла, а на уроки литературного чтения.

Возможно ли это? Конечно же, ведь сочинительство - естественное состояние 7-8-летнего ребенка. Познавательные возможности детей этого возраста чрезвычайно велики, так же как и потребность в творческой самореализации. Но процесс обучения недостаточно ориентирован на стимулирование интеллектуального творчества детей. В итоге возникает целый ряд противоречий, которые могут быть разрешены путем внедрения в жизнь следующей идеи: «Высокая познавательная активность, потребность младшего школьника в творческой самореализации создают благоприятные условия для стимулирования его интеллектуального творчества в работе над сочинением».

Работа по подготовке к сочинению строится по схеме микроситуационного проблемного занятия, в ходе которого учащиеся с помощью учителя ставят перед собой проблему. Это может быть представлено в виде следующей схемы.

Какова тема сочинения? Какой стиль при этом будет уместен? По какому плану писать?

Какие авторские приемы использовать?

Первая проблема - это тема. При выборе тем сочинений необходимо придерживаться следующих принципов: близость интересам ребенка

7-8-летнего возраста; четкость формулировки, определенность; доступность для раскрытия.

Простейшие разграничения стилей и типов текста доступны детям уже в 1-м классе. В этот период времени они различают лишь два стиля: деловой, художественный и три типа текста: описание, повествование и рассуждение. Усвоению разграничений стилей и типов текста способствуют: речевая среда, специально подобранные тексты разных типов и стилей. Дети составляют художественные и деловые тексты на одну и ту же тему. Например: «Наша классная комната», «Приметы зимы».

Традиционной в работе по подготовке к написанию сочинения является составление отдельных словосочетаний, предложений или даже фрагментов связного текста, а также орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Но так как все перечисленное выше дети воспринимают как опору, ориентир на обязательное использование в своем тексте именно этих слов, речевых оборотов, и это влечет за собой однотипность создаваемых учениками работ, снижает творческую активность детей, то акценты на этом этапе постепенно переносятся на актуализацию знаний учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка (авторских приемах) и совершенствование умения пользоваться школьным орфографическим словарем.

При подготовке к сочинению детям предлагается придумывать сравнения, олицетворения. Это ребятам вполне удается, и, читая детские работы, можно узнать, что первые листочки похожи на маленьких лягушат, а сама Весна - это сказочная фея в пышном платье, которая спускается с неба на бархатных крылышках.

Анализу сочинений, исправлению ошибок посвящается фрагмент одного из следующих занятий, а иногда и целый урок. Зачитываются лучшие, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками.

Для отслеживания результативности сравнивались начальный уровень итоги работы первоклассников, творческое мышление которых систематически стимулировалось (экспериментальный класс) с результатами контрольного класса, в котором подобная работа велась не в системе.

Оценивалась внешняя характеристика устной речи детей, ее связность, умение составлять и записывать предложения из данных слов с добавлением любых других слов и написание сочинения- «фантазии» по данному началу.

А то, что дети видят результат своего творчества, испытывают удовлетворение от хорошо выполненной работы, является мощным стимулом для дальнейшего творческого развития детей.

Марина МИРОШНИК, учитель начальной школы гимназии №5, Ростов-на-Дону