Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

Давайте вспомним тот период в истории становления новой России, когда практически были ликвидированы детские общественные организации, когда хотели школы устранить от организаторской воспитательной работы среди учащихся. В течение 5-6 лет в начале 90-х годов в этой проблеме были разброс и шатание, наблюдалась некая неразбериха в том, чем должны заниматься школьники вне учебного плана, вне программы обучения и как они должны самоорганизовываться для того, чтобы стать ответственными гражданами, чтобы подготовиться к активной жизни в обществе. Соответствующие потери здесь мы понесли, если отбросить фактор идеологизированности бывших пионерских, комсомольских организаций, существовавшей системы органов ученического самоуправления, а принять во внимание сверхзадачу такой деятельности - возможность проявить детям, подросткам свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его, принимая на себя личную ответственность за его выполнение.

По своей природе дети - это творцы, созидатели, лидеры, стремящиеся что-то совершать, открывать, создавать. Нужно такую энергию направить в полезное русло, помочь им в благих намерениях. Иначе все это проявится на улицах, в подворотнях, на дискотеках. Уверен, что именно органы ученического самоуправления должны стать не краткосрочной программой или разовым мероприятием, когда дети лишь «играют в демократию». Все это следует направить на воспитание лучших качеств личности, на самовоспитание, используя здесь потенциал коллективного участия, внутренней и внешней дисциплины, к которой побуждают совместные общественно значимые дела.

Заданный вопрос поставлен в оптимистических тонах (и я соглашусь с этим). В самом деле, положительные тенденции здесь наблюдаются во многих регионах, уже разрабатываются различные модели ученического самоуправления, создающие условия для развития активности детей.

Примечательно, что школы свободны в выборе этих моделей, они опираются на свой опыт, свои находки и традиции. Сегодня существует множество вариантов организации самоуправления, когда школы ориентируются на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Немало примеров, когда ученические самоуправляющие органы направляют энергию на социально полезные дела, активно взаимодействуют с местной властью. Складываются своего рода типы или модели самоуправления, например административная (условное название «Школьный совет»), с помощью которой школьники реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами образовательного учреждения и местного сообщества. Или игровая модель, когда дети создают так называемые школьные парламенты, демократические республики, проецируя деятельность основных структур государства. Игровая технология в данном случае позволяет решать воспитательные, образовательные, социализирующие задачи.

Хочу подчеркнуть, что мы в самом деле инициируем развитие органов ученического самоуправления, при этом не навязывая ту или иную форму, модель. Ряд мероприятий специально направлен на успешное развитие этой проблематики. В частности, это Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления, объявленный министерством на 2003-2004 учебный год, проект «Я - гражданин России» и подведение его очередных итогов в «Орленке», слет актива ученического самоуправления в детском оздоровительном лагере «Зеркальный» в Санкт-Петербурге.

В детской общественной приемной МО вводится специальный день для ответов на вопросы по организации ученического самоуправления. Опыт таких детских общественных организаций будет широко освещаться в печати, в том числе, надеюсь, и в «Учительской газете».