Внедрение школьной версии автоматизированной информационной библиотечной системы (АИБС) «МАРК-SQL» в библиотеки образовательных учреждений России началось в 2002 году*. В школы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пакет прикладных программ «МАРК-SQL» централизованно поступил в конце 2004 года. Таким образом, школьные библиотекари всего округа сразу оказались вынужденными заняться проблемами практического применения АИБС в своей работе. Однако наличие соответствующих новым технологиям программно-технических средств еще не гарантирует успех их использования, необходимо было помочь внедрению автоматизации и научить библиотечных работников работе с АИБС. Решить эту задачу предстояло библиотеке Института развития образования (ИРО), достаточно давно выполняющей функции методического центра для школьных библиотек округа.

Имея продолжительный опыт автоматизации собственной библиотеки, мы на протяжении ряда лет знакомили школьных библиотекарей с различными аспектами использования ИКТ в профессиональной деятельности. Однако ситуация одновременного поступления АИБС в большинство библиотек региона потребовала иного подхода. Нужно было срочно проводить специализированные курсы. В связи с этим в ИРО округа была подготовлена программа курсов повышения квалификации для библиотекарей образовательных учреждений ХМАО - Югры, которая ставила своей целью обучение навыкам пользования конкретной автоматизированной информационной библиотечной системой МАРК-SQL «Школьная библиотека».

Работая над программой, мы ориентировались на повышение квалификации работников библиотек образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, эксплуатирующих АИБС MARK-SQL и уже имеющих практические навыки работы с операционными системами семейства Microsoft Windows.

Программа курса рассчитана на 40 учебных часов и предусматривает лекции, практические занятия, контрольную работу. В процессе обучения используются презентации, а также дидактические материалы, подготовленные НПО «Информсистема» совместно с Московским центром интернет-образования.

Два основных раздела программы («Информационные системы и технологии в библиотечной работе», АИБС МАРК-SQL «Школьная библиотека») включают изучение всех этапов автоматизации, специфики использования ИКТ в школьной библиотеке, технологий выполнения основных библиотечных процессов в автоматизированном режиме. Все это позволяет подготовить грамотного профессионала-пользователя.

В течение 2005-2006 годов программа была апробирована на территории автономного округа. Справиться с задачей массового обучения библиотекарей в сжатые сроки помогли выездные курсы. Так, только с января по апрель 2006 года прошли двухнедельные занятия в городах Урай, Когалым, Мегион, Нижневартовск, Лангепас и Югорск. Таким образом, за два года мы успешно обучили 264 сотрудника школьных библиотек. В первом полугодии этого года удостоверения о повышении квалификации по данному профилю получили еще 95 слушателей.

Особенность занятий, проведенных библиотечными работниками ИРО, - практическая направленность обучения. Это прослеживается в заданиях, предлагаемых на практических занятиях, вопросах зачетной контрольной работы и в требованиях, предъявляемых к тем, кто прослушал курс. После обучения на курсах наши библиотекари умеют:

создавать необходимые базы данных;

формировать и пополнять электронный каталог;

формировать и печатать выходные отчетные документы библиотеки;

вести процесс комплектования литературы;

осуществлять постановку документов на библиотечный учет и списание их из фонда;

формировать книгу суммарного учета в автоматизированном режиме;

формировать отчеты по книгообеспеченности учебного процесса;

формировать и пополнять базу данных читателей;

осуществлять выдачу/возврат книг в автоматизированном режиме.

Если изменения в сугубо библиотечных процессах после их автоматизации для администрации школ не столь заметны, то применение подсистемы «Книгообеспеченность» дает вполне ощутимые результаты. Именно она предоставляет возможность быстро распределять учебники по классам, формам обучения и так далее. Помимо этого подсистема также помогает проводить анализ состояния обеспеченности учебного процесса литературой, оперативно информировать о книгообеспеченности отдельных параллелей и предметов, рекомендовать нужную учебную литературу школьникам.

Хочу сказать, что, завершив курсовое обучение, библиотекари школ не остаются один на один с компьютерной программой. Мы всегда готовы прийти им на помощь и дать консультацию или конкретный совет. Но все-таки очень хорошо, что создатели программы предоставили возможность самостоятельного освоения МАРК-SQL через Интернет.

Ольга ЯРЛЫКОВА, заведующая библиотекой Института развития образования, Ханты-Мансийск