Подобная ситуация связана с нововведениями в системе аттестации педагогов, которые разработаны в Министерстве образования и науки РФ и, по задумке, позволят более объективно определять уровень знаний и опыта специалистов. Предполагается организовать постоянный мониторинг деятельности учителя, проводить беседы с коллегами и изучать мнение родителей. Таким образом, понятие «карьера учителя» в основном ассоциируется с качеством его преподавания (или с квалификацией).

Нельзя отрицать тот факт, что и в условиях школы педагог может построить карьеру не только в смысле повышения квалификации. Вполне реален, скажем, такой вектор развития: учитель - руководитель методического объединения - заместитель директора - директор... Но каждый ли учитель в начале своего пути задумывается об этом? Для всех ли возможно такое продвижение по служебной лестнице? И у кого все-таки больше шансов построить карьеру?

Улыбка Фортуны

Вопросов много, но на один из них можно дать достаточно уверенный ответ: в век информатизации образования учителя информатики имеют больше всего шансов на построение карьеры.

Во многих школах преподаватели этого предмета занимают особую нишу. Связано это, вероятно, с тем, что они обладают знаниями и умениями, которые так необходимы современному специалисту в любой организации. Вероятно, поэтому многие выпускники вузов по данным специальностям не торопятся в школу. А жаль, ведь достаточно хорошие перспективы карьерного роста существуют и в системе образования. И именно у учителей информатики. Надо лишь реально осознать данную перспективу и немного потрудиться.

Немного истории

В письме министра образования РФ № 01-51-088ин от 13.08.2002 «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» было сказано о том, что министерство рекомендует государственным и муниципальным органам управления образованием рассмотреть вопрос о введении в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности заместителя директора по информатизации образовательного процесса. Это необходимо «в целях координации работ, связанных с использованием информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях». Также Минобразование рекомендовало привлекать на подобную должность учителя информатики с предварительным повышением его квалификации по вопросам организации учебно-воспитательного процесса. И во многих учреждениях такая ставка была введена.

Необходимо сразу сделать оговорку, что должность эта в разных учреждениях называется по-разному: заместитель директора по информационным технологиям (ИТ), заместитель директора по школьной информационной сети (ШИС), заместитель директора по информатизации образовательного процесса... Вероятно предполагалось, что так называемая «игра слов» существенно не изменит целей и содержания деятельности данных заместителей, ведь главной их целью должно все-таки стать развитие информатизационных процессов в школе.

Особые знания

Как часто бывает, с введением новой должности возникли трудности. Первая заключалась в подготовке таких специалистов: уж очень разнообразны оказались их функции. Здесь необходимы особые знания, причем как в области информационных технологий, так и в вопросах организации взаимодействия и управления всеми компонентами информационной среды.

Поэтому очень скоро все пришли к выводу: в педагогических вузах, занимающихся подготовкой учителей информатики, важно введение не только предмета «Информатика», но и различных спецкурсов, посвященных вопросам информатизации как учебно-воспитательного процесса, так и процесса управления школой. Учитель информатики должен не только владеть информационными технологиями, но и знать принципы информатизации, различные модели использования ИКТ в деятельности школы.

Немалую роль в этой подготовке играет педагогическая практика студентов. Во многом именно от того, какой они увидят образовательное учреждение, и зависит их будущая карьера. Что для них школа: бесконечная череда уроков или живой организм, ищущий новые источники своего развития в информационных технологиях? Кем они представляют себя - «урокодателями» или педагогами, которые готовы не только учить, но и учиться сами в течение всей жизни? А может, они увидели себя координаторами всех информатизационных процессов в школе?

Не «просто так»,

а со смыслом

Конечно, «потенциальные» заместители директора соответствующего профиля должны знать и о тех трудностях, которые могут встретиться на их пути. К сожалению, в ряде образовательных учреждений до сих пор вопрос о содержании деятельности заместителей по информатизации остается открытым. Может быть, отсутствие единого названия должности сыграло свою роль. Ведь всем известно: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Но есть, конечно, и общие направления работы. Заместитель директора по ИКТ (ИТ, ШИС...) отвечает за развитие процессов информатизации, обеспечивает информационный обмен между школой, Комитетом по образованию, районным отделом образования и научно-методическим центром с использованием новых информационных технологий, организует обучение педагогического коллектива в области ИКТ. Подчеркну: именно организует обучение, а не обучает «за просто так» на личном энтузиазме. При этом обучение не надо путать с оказанием консультационной помощи коллегам (учителям и администрации) в области интернет-технологий. Ведь это - одна из прямых обязанностей такого заместителя.

Молодых учителей информатики (впрочем, как и других учителей) необходимо знакомить с различными документами школы (уставом, программой развития школы, образовательной программой, учебным планом). Они должны понимать, что во многих школах на данном этапе ее модернизации красной нитью через все стратегические документы школы проходит тема применения ИКТ. И к этому надо быть готовым.

Безусловно, планирование карьеры основано на собственной заинтересованности. Не все четко представляют, что им нужно и чего они хотят. Поэтому будущий учитель информатики должен в самом начале своей карьеры осознать важность обмена опытом с коллегами, необходимость посещения различных курсов, семинаров и так далее. Необходимо четко представлять себе широту своей компетенции и уделять внимание своим лучшим умениям и знаниям.

«Подводные камни»

школьной информатизации

Иногда очень сложно определиться с тем, что человек на самом деле хочет в своей жизни. Ведь мы нередко позволяем управлять нашей жизнью, подстраиваясь под ожидания других, вместо того чтобы самому контролировать ситуацию и принимать решения. Очень важно не бояться слушать самого себя, отвечать за свои действия и свои нужды, поэтому будущим учителям информатики нужно знать возможные «подводные камни» информатизации школы. А их немало:

некоторые директора школ убеждены в том, что заместитель по информатизации и учитель информатики - это нечто вроде инженерного работника, миссия которых - сидеть за компьютером и выполнять работы, связанные исключительно с обработкой информации. При этом участвовать в процессе принятия решений, связанных с деятельностью образовательного учреждения, они не могут. До сих пор в ряде школ важные вопросы очень часто решаются отнюдь не на основе изучения информационных потоков, с которыми работает заместитель по информатизации, а исходя из пожеланий руководства, которое далеко не всегда владеет всей необходимой информацией;

в большинстве образовательных учреждений происходит частичная автоматизация отдельных участков работы различными программными продуктами, часто несовместимыми между собой. Это приводит к дублированию информации и выполнению одной и той же работы несколько раз в различных программных средах;

многие секретари и другие заместители директора школы имеют весьма низкий уровень квалификации, а потому стремятся переложить свою работу на заместителя по информатизации или учителя информатики. При этом многие администраторы вовсе не желают проходить курсовое обучение работе на персональном компьютере - либо потому, что испытывают некий страх перед техникой вообще, либо потому, что понимают: тогда оформлять всю документацию придется им самим;

в образовательных учреждениях недостаток административных компьютеров - обычное дело;

отсутствует комплексность приобретаемых компьютеров и периферийных устройств, что снижает эффективность их использования;

во многих школах не оборудованы локальные сети и есть всего 1-2 принтера. Поэтому оформленные документы сохраняются на дискетах, а дальше администратор вынужден постоянно искать, где бы и на чем напечатать все это. В итоге на поиск принтера и бумаги уходит больше времени, чем на работу с документом.

Элемент психотренинга

Наши мечты о том, что бы мы хотели делать, играют очень важную роль, особенно когда предстоит выяснить, чего же мы хотим от будущего. Учитель не должен позволять чему-либо или кому-либо мешать своему творчеству, а должен принимать идеи и желания, которые у него появляются. Мы сами создаем препятствия, вместо того чтобы видеть возможности.

В заключение хочу обратиться к учителям информатики.

Попытайтесь достичь цели. Необязательно все осуществится сразу. Можно поставить перед собой ближние цели (пройти курсы переподготовки по программе «Управление образованием»), частичные цели (найти работу в хорошей школе) и цели на перспективу (как минимум стать заместителем по информатизации). Главное состоит в том, чтобы вы осмелились следовать своим мечтам и желаниям. Как говорил китайский философ Лао-Цзы, «Дорога в тысячу миль начинается с одного шага».

Вера МОРОЗОВА, руководитель Центра информатизации образования, школа № 368, Санкт-Петербург