Реформа отечественной школы продолжается уже не одно десятилетие. Однако информатизация при этом до сих пор не рассматривается как сущность реформы. Компьютерные технологии существуют как бы отдельно от общих проблем содержания и методов обучения, от организационных форм управления учебным процессом.

Современная школа, каковы бы ни были ее концепция и авторская программа, должна соответствовать информационному обществу. При этом у нее должны быть не только собственная модель информатизации, специфическая информационно-образовательная среда в образовательном пространстве региона, но и коллектив, владеющий ИКТ и информационной культурой, объединенный общими педагогическими целями и задачами.

В нашей гимназии разработана и внедрена модель информационно-компьютерного центра, отражающая основные направления компьютеризации образовательного учреждения. Центр стал условием комплексного подхода к образовательной деятельности гимназии, позволяя раскрыть содержание и организацию использования новых технологий в различных звеньях учебно-воспитательного процесса. Это касается как преподавания учебных предметов, работы медиатеки, управленческой, прогностической и аналитической деятельности, так и развития телекоммуникационных связей.

Комплексная информатизация предполагает целый ряд важных моментов:

создание материально-технической базы для информатизации школы;

наличие выделенной линии Интернета;

повышение квалификации, переподготовки учителей в соответствии с новыми целями, структурой и содержанием образования по информатике в школе;

организация и методическое обеспечение самостоятельной работы школьников;

увеличение времени их индивидуального общения с преподавателями;

совершенствование организации учебного процесса с использованием ИКТ;

обучение информатике в школе в соответствии с новой структурой обучения этому предмету;

создание информационного образовательного пространства школы и вхождение в единое информационное пространство региона, страны, мира.

При этом если взять каждый из этих пунктов, то его, в свою очередь, также можно разбить на целый ряд направлений. Так, к примеру, создание материально-технической базы подразумевает наличие в образовательном учреждении:

- кабинетов информатики для учеников старших классов и среднего звена, а также отдельно - для начальных классов;

- кабинета компьютерных технологий;

- медиатеки;

- автоматизированной системы школы Easy School (модулей «Автоматизированное рабочее место завуча» и «Кадры»), а также автоматизированного бухгалтерского учета;

- оборудованного компьютерной техникой кабинета школьного психолога;

- мультимедийных проекторов;

- внутришкольной интегрированной информационной среды на базе локальной компьютерной сети, которая обеспечивала бы доступ к школьному серверу из дома, из медиатеки и других мест;

- электронной почты;

- школьного сайта и так далее.

На конец 2005-2006 учебного года в гимназии оснащенность компьютерной техникой составляла один компьютер на десять учеников, что достаточно высокий показатель.

Мы разработали разноуровневую подготовку учителей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Было выделено 4 уровня подготовленности учителей исходя из дисциплин, которые они преподают: гуманитарные; естественно-математические; смежные с информатикой, а также собственно информатика. Также отмечены элементы системы подготовки (уровневость, цикличность, этапность, преемственность) и определены педагогические условия, обеспечивающие процесс ее формирования у учителей на основе выделения базового и вариативного компонентов компьютерного образования (наличие вычислительной техники, программа курса, комплексы педагогических средств и так далее).

Исследуя проблему повышения квалификации учителей для использования ИКТ в образовательном процессе, мы создали специальную программу, включающую три этапа:

осознание педагогами роли информационных технологий в современном мире и современном образовании, изучение теоретических положений, определяющих цели, содержание, формы, средства и методы повышения квалификации учителей с учетом различной их базовой подготовки;

изучение техники и программно-методических комплексов, свободное владение средствами информатики и вычислительной техники;

творческое использование технических средств, восприятие компьютера как индивидуального средства обучения, новой формы организации учебного процесса.

Постоянная работа с педагогическим коллективом по развитию профессиональных навыков дала положительные результаты: если в 1985 году этот показатель составлял лишь полпроцента, то в 2006 году уже 80 процентов учителей владели компьютерными технологиями и применяли их во время учебного процесса.

Обновление содержания образования на современном этапе связано прежде всего с появлением предмета «Информатика». Теоретическая компонента концепции базового курса включает в себя научное содержание, обеспечивающее решение первой задачи общего образования - формирование основ научного мировоззрения школьников. То есть речь идет о получении учениками знаний об основах научного подхода к информационной области действительности.

Следовательно, можно выделить и цели изучения образовательной области предмета «Информатика»:

формирование научного мировоззрения;

развитие у школьников теоретического мышления и формирование нового, так называемого операционного мышления;

подготовка школьников к жизни и труду в информационном обществе.

В соответствии с новой структурой обучения информатике в школе выделяются три основных этапа обучения данному предмету:

1-й этап (1-6-й класс) - пропедевтический. Здесь происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры;

2-й этап (7-9-й класс) - базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике;

3-й этап (10-11-й класс) - продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов, склонностей и направленности допрофессиональной подготовки учеников.

Преподавание информатики в школе имеет огромное значение для формирования системно-информационного мировоззрения личности и информатизации образования. С 1985 года в школе началось преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в старших классах. С 1991 года по дополнительному образованию был введен соответствующий курс в 5-9-х классах. А в течение последних лет изучение информатики в гимназии ведется с пропедевтического курса, то есть непосредственно с первого класса. Это позволяет высвободить время для последующего более глубокого изучения курса и применения ИКТ при конструировании, моделировании, развитии системного мышления. К сожалению, далеко не в каждой школе преподавание этого предмета ведется в соответствии с новой структурой обучения информатике.

Хочу сказать, что коллектив гимназии проделал большую работу по созданию информационного пространства школы и объединению его с другими пространствами. Вряд ли мы добились бы таких результатов, если бы не сформировали в учебном заведении мощную материальную базу, которая включает компьютерную технику и программно-педагогические средства обеспечения образовательного процесса и управления гимназией. Дальнейшее развитие информатизации создает предпосылки для более глубокого внедрения технологий обучения и форм организации учебного процесса, основанных на комплексном применении информационных технологий.

Да, можно сказать, что ИКТ в учебном процессе школы применяются все-таки достаточно фрагментарно. По большей части отсутствуют единое направление и системный подход к планированию, разработке, внедрению и организации постоянного использования программно-педагогических средств на основе новых информационных технологий.

При этом мы имеем полное право утверждать: комплексная информатизация - необходимое условие развития системы образования и достижения ее главных целей. Поэтому для дальнейшего совершенствования системы образования в учебном заведении необходимо серьезное улучшение организационной работы по его комплексной информатизации.