Анализ отечественного потенциала в области разработки учебных материалов для насыщенной ИКТ среды современной школы позволил сделать вывод о том, что разработка ЦОР в России становится устойчивым производством. На рынке уже представлены сотни наименований таких ресурсов. Однако далеко не все они удовлетворяют потребностям школы. Как правило, разработчики и производители учебных материалов уделяют достаточно внимания техническому совершенству своей продукции, но редко опираются на современные психолого-педагогические представления об организации эффективного учения. Технологические процессы создания ЦОР редко включают в себя действия по контролю методического качества разрабатываемых материалов, их педагогической эффективности. В результате многочисленные ресурсы, распространяемые на CD и через Интернет, существуют как бы сами по себе. Согласно опросам, их интеграция в реальную работу учителей и учеников колеблется между «невысокой» и «нулевой».

Проблемы разработки учебных материалов не новы. В советской школе решение пытались найти в рамках скромных по своим масштабам исследований по «теории учебника». К сожалению, их результаты остались достоянием узкого круга специалистов.

Сегодня на Западе и в отдельных образовательных учреждениях России работы в этом направлении ведут педагоги, психологи, методисты, которые группируются под зонтиком «педагогической технологии». За рубежом соответствующую область часто делят на целый ряд подобластей - instructional design (разработка учебных материалов), learning design (разработка учебного процесса), learning environment design (разработка учебной среды) и так далее. В проекте ИСО используется более емкий термин - «педагогический дизайн». Он служит для обозначения систематического процесса привнесения всех известных педагогических, психологических и методических разработок, а также общих принципов учения и обучения в теорию и практику разработки учебных сред, учебных и методических материалов.

Немногие работники отечественной школы знакомы с подобными идеями и осознают всю важность и необходимость их освоения. Лишь кое-где накоплен опыт применения педагогического дизайна при разработке учебно-методических материалов, а сами эти работы носят, как правило, фрагментарный характер, не всегда отвечают современным требованиям и учитывают в том числе зарубежный опыт. При этом отечественные педагоги и методисты зачастую необоснованно разделяют разработку учебных материалов и проектирование учебного процесса.

Может, это прозвучит парадоксально, но специализированная разработка одних только учебных материалов без явной связи с предполагаемым учебным процессом - полный нонсенс, и вести ее не следует. Ведь вся беда в том, что для большинства разработчиков учебный материал представляет собой набор текстов, картинок, видео- и/или аудиофайлов. В действительности хорошие учебные материалы - это нечто принципиально иное. Его главное содержание - набор методических решений для достижения заранее заданных целей учебной работы в специально спроектированной образовательной среде. Поэтому следует разделить учебно-методические материалы на две категории: одни существуют в нашей культуре, создаются и используются вне зависимости от конкретных задач организации учебно-воспитательного процесса в системе общего образования, другие же, наоборот, созданы для решения именно таких задач.

Типичные примеры материалов первой категории: «Портрет А.С. Пушкина кисти Кипренского», «Формулировка теоремы Пифагора», «Аудиозапись с исполнением гимна России» или «Модель паровой машины Уатта». Каждый из этих объектов необходим и используется в учебном процессе, но ни один из них не создавался как специализированный образовательный объект, ни с одним из них не связаны ожидаемые образовательные результаты, достижение которых они призваны обеспечить.

А вот и примеры материалов второй категории: «Комплект учебно-методических материалов для изучения законов Ньютона в курсе физики восьмого класса» или «Учебно-методический комплекс для изучения свойств равнобедренных треугольников». Их главная особенность в том, что здесь всегда в явном виде присутствуют описания ожидаемых результатов учебной работы, требования к условиям проведения учебного процесса, требования к организации учебного процесса, требования к начальной подготовке учеников и преподавателей и так далее. Именно эти материалы находятся в центре внимания педагогических дизайнеров, так как несут на себе всю необходимую методическою составляющую и призваны помочь результативно решать педагогические задачи.

Главное и единственно важное различие между этими двумя блоками в том, что при разработке материалов второй категории разработчик обязан спроектировать образ учебного процесса, а первом случае он не обязан это делать (хотя и делает это в неявной форме: талантливый художник всегда помнит про интерьер, где будет стоять его скульптура).

Итак, разработка учебно-методических материалов - это прежде всего разработка учебного процесса, а уже потом - обеспечение его ресурсами (презентациями, моделями и тому подобное). Многие из уже созданных ЦОР можно считать учебными материалами, хотя разработка учебного процесса, для которого нужны предлагаемые авторами ресурсы, в явном виде присутствует в них лишь отчасти. Ведь с точки зрения педагогического дизайна учебно-методические материалы представляют собой проект учебного процесса, к которому в дополнение полагается все то, что необходимо для его реализации.

До недавнего времени в педагогических вузах нашей страны отсутствовал явно выраженный систематический подход к обучению студентов в области педагогического дизайна, целенаправленная подготовка специалистов в этой области не проводилась, отсутствовали современные учебно-методические материалы для такой подготовки. Теперь в рамках проекта ИСО началась разработка программ и учебно-методических материалов для ликвидации этого пробела. Цель этих программ - развитие современных направлений методической работы, создание системы подготовки будущих учителей, которые владеют техниками использования цифровых образовательных ресурсов.

Одно из приоритетных направлений этой деятельности связано с созданием УМК для обучения студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов основам педагогического дизайна (педагогического проектирования учебных материалов) в образовательной среде современной школы. Работа проводится на базе лабораторий, которые развернуты во всех участвующих в проекте вузах.

Новый учебный курс носит практико-ориентированный характер, строится в виде системы практических занятий и нацелен на использование разработок, которые выполнены в рамках проекта ИСО. Объем курса составляет не менее 72 аудиторных часов. Освоение теоретического материала осуществляется здесь преимущественно в форме самостоятельной работы студентов и включает презентацию отдельных положений педагогического дизайна студентами с параллельным обсуждением их сообщений в группах.

Организация учебной работы по спецкурсу «Педагогическое проектирование учебных материалов» требует, чтобы каждый студент неоднократно принимал участие в полном цикле разработки, включая в том числе:

освоение образца (воспроизведение процедур педагогического проектирования на примерах вслед за преподавателем);

разработка учебных материалов при непосредственной поддержке преподавателя;

самостоятельная разработка учебных материалов (выполнение учебного проекта);

взаимная оценка и тестирование разработок, выполняемых сокурсниками;

разработка методических материалов, обеспечивающих испытание в учебном процессе и внедрение созданных учебных материалов;

экспертиза чужих учебно-методических разработок;

испытание выполненных разработок в учебном процессе (например, в ходе педагогической практики).

Перечисленные виды учебной работы могут выполняться как в группах, так и индивидуально. При этом преимущественной формой организации является работа в малых группах с максимальным соблюдением всех элементов техники ее организации.

Обучение педагогическому дизайну проводится с использованием средств ИКТ и технологических возможностей на базе лабораторий ЦОР и педагогического проектирования, которые созданы во всех участвующих в проекте вузах. Важная составляющая таких лабораторий - оборудование и средства разработки мультимедиа приложений.

При подготовке курса в полной мере используется отечественный и зарубежный опыт, который собран в материалах и публикациях, переданных специалистам вузов экспертами НФПК. Обязательной составной частью пакета создаваемых учебных материалов является набор индивидуальных заданий для разработки обучаемыми авторских учебных материалов (преимущественно цифровых), содержащихся в технологических модулях. В результате успешного их освоения студенты приобретают специальные компетенции в области педагогического дизайна. Основной критерий успешности освоения курса - выполнение ими индивидуального творческого задания, содержание которого связано с созданием оригинальных учебно-методических разработок.

Полевые испытания выполненных разработок студенты проводят в ходе педагогической практики. При этом широко используется техника взаимной оценки разработанных материалов, которые должны включать описание реализованных в проекте процедур оценки корректности и педагогической результативности разработки. Результаты обучения фиксируются на основе оценки материалов учебного проекта и рефлексивного эссе, выполняемого студентом.

В состав УМК по курсу педагогического дизайна включены многочисленные образцы результатов учебной работы студентов, их проектные разработки. Дано развернутое описание исходных компетентностей, которые необходимы студентам для успешного освоения курса. УМК также включает в себя диагностические материалы, необходимые для осуществления соответствующего входного, промежуточного и итогового контроля. Их обязательный элемент - описание учебного окружения и условий проведения занятий. При этом главное требование, которое предъявляют к разрабатываемым курсам эксперты НФПК, - соответствие процедур разработки курса требованиям педагогического дизайна.

Александр УВАРОВ, главный научный консультант проекта ИСО