Мнения

Выступающие сконцентрировали свое внимание на том, как правильно сформулировать главную идею мероприятия. Предлагалось два варианта. Первый: «Преодоление бедности - необходимое условие экономического роста

и развития социального государства». Второй: «Экономический рост и развитие социального государства - необходимое условие преодоления бедности». К консенсусу так и не пришли. Несмотря на жаркие дебаты. Само собой напрашивалось резюме, которое дети проходят в первом классе: «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется»... Характерный факт. Представителей Российского правительства за «круглым столом» не было. Что это? Полная индифферентность к проблеме бедности в стране?

Игорь БОГДАНОВ, директор 91-й школы (Нижний Новгород):

- Каждый день слышу от учителей одни и те же вопросы: «Почему не выполняются законы о статусе школы?», «Кто защитит нас от произвола властей?», «Когда, наконец, наш труд будет по достоинству оценен?».

Считаю, что надо не улучшать, а коренным образом пересматривать систему финансирования образования. И государство должно нести полную ответственность за это - пусть даже понадобится ввести специальный налог. Что касается родителей, попечителей и других спонсоров, то они не могут рассматриваться как источники средств на содержание школы. Казначействам не следует включать их взносы в статьи расходов, поскольку эти деньги идут школе на развитие дополнительных услуг.

Валерий ЯНВАРЕВ, зам. министра труда и социального развития:

- Система оплаты труда бюджетников нуждается в реформировании - это факт. Существует несколько путей. Первый - отказ от ЕТС. Очевидно, что ей на смену придут отраслевые тарифные сетки, которых только в системе образования будет не одна, не две, а десяток, поскольку практически все отраслевые ведомства имеют свои образовательные учреждения.

Должен заметить, что подобная вариативность внесет серьезные трудности в распределение субвенций. На сегодняшний день ЕТС (утверждаемая на федеральном уровне) является основой межбюджетных отношений.

Второй путь, по которому могла бы пойти реформа оплаты труда, заключается в совершенствовании существующей системы, то есть в постепенном увеличении тарифных ставок и параллельном снижении надтарифной части, которая в ряде случаев превышает тарифную. Целесообразно оставить лишь отдельные виды надбавок, связанные с квалификацией и качеством труда, условиями труда, выслугой лет и поощрением.

Игорь КАМЕНСКИЙ, зам. председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике:

- Несмотря на постепенное повышение реальных денежных доходов населения России, бедность по-прежнему остается острейшей проблемой, которую нужно решать в приоритетном порядке.

Вообще говоря, как социальное явление бедность присуща не только России. Эта проблема охватывает в настоящее время половину населения мира, причем все страны. 3 миллиарда человек живут на менее чем 2 доллара в день (именно таков международный «порог» бедности). Примерно 1 миллиард существуют на 1 доллар в день или меньше.

Бедность - глобальное явление. Даже в 20 наиболее развитых странах около 10 процентов населения имеют доходы ниже прожиточного минимума.

К основным категориям бедных традиционно принято относить безработных пенсионеров и инвалидов, работников бюджетной сферы, многодетные и неполные семьи.

Вместе с тем последние исследования в области уровня жизни населения показывают, что немалое число низкооплачиваемых работников заняты на предприятиях малого, среднего и даже крупного бизнеса.

Наиболее эффективными средствами ликвидации бедности считаются: содействие занятости, повышение уровня оплаты труда, адресная социальная поддержка.

Должен сказать, что проблема бедности очень многогранна, поэтому и возможные варианты ее решения также могут быть разнообразны и нестандартны. Ясно одно, проблема не только назрела, но и перезрела и требует самого пристального внимания со стороны как исполнительной, так и законодательной власти.

Елена ЧЕПУРНЫХ, зам. министра образования России:

- Экономические механизмы, которые должны обеспечить нормальную систему финансирования образования, следующие:

- введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов;

- выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

- достижение прозрачности межбюджетных отношений в финансировании образования;

- развитие финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- привлечение дополнительных средств в учреждения образования, систематизация льгот, в том числе налоговых;

- нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности образовательных учреждений.

Конечно, хотелось бы, чтобы заработная плата педагогов уже сейчас соответствовала их реальному вкладу в развитие страны, но экономические возможности государства не позволяют это сделать.

Владимир АКСЕНОВ, первый зам. председателя Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (Новосибирск):

- Наши учителя, являясь по сути государственными служащими, фактически перестали таковыми быть очень давно - с момента принятия Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На мой взгляд, и статус, и зарплата учителей несправедливо занижены. В Германии, например, педагог - это государственный служащий с соответствующими зарплатой и привилегиями.

Олег СМОЛИН, зам. председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:

- Комитет возражает против изъятия налоговых льгот у образовательных учреждений, и без того бедных. Подобная налоговая политика может привести к выпадению внебюджетных средств учебных заведений только федерального подчинения на сумму около 20 миллиардов рублей.

Комитет также против приостановления статьи 54 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Для справки: 54-я статья Закона «Об образовании» вошла в перечень законодательных актов, действие которых приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года в соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 2003 год». Почему?

Текст статьи, а точнее двух ее пунктов: второго и третьего, объясняет почему.

«Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации.

Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается на уровне:

для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования - в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;

для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности.

Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки:

- По состоянию на начало ноября долг перед учителями составил 6 миллиардов 31 миллион рублей, из них 486 миллионов - по статье «Оплата труда». Прошу обратить внимание на другую цифру: пени и штрафы за просроченную выплату превысили общую сумму долгов и составили 7 миллиардов 1 миллион рублей. Это беспрецедентный случай. В принципе администрации регионов-должников можно объявлять банкротами. Увы, к ним относится половина субъектов Российской Федерации.