Поскольку меня этот вопрос очень интересовал, я часто задавала его всем знакомым детям, которые учились в школе. И на вопрос, что же они делают на информатике, всегда получала один и тот же ответ: «Изучаем, как работает компьютер». Но для чего они это делают - непонятно.

Мысль о том, что в школе ребенку понадобится компьютер, лично у меня почему-то никогда не возникала - просто это было само собой разумеющимся фактом. Дома я пользуюсь компьютером давно, сын уже многое умеет делать, причем обучается мгновенно. Ему достаточно один раз посмотреть, как я нажимаю на те или иные кнопки, как тут же повторяет все операции без ошибки. Включить, выключить, запустить программку, вставить дискету, открыть дисковод, посмотреть что-то в микроскоп - все это для него такие же обычные действия, как, например, умыться или почистить зубы.

Но что из того, что он уже умеет, понадобится ему в школе на обычном уроке? Если ребенку интересно, если он решает какую-то важную для себя задачу, ему не составит труда довольно быстро освоить такой сложный инструмент, как компьютер. Ведь, на мой взгляд, изучение устройства компьютера (так же, как машины, холодильника или миксера) не может быть самоцелью. Главное - понять, что можно сделать с помощью этих устройств.

Сейчас мой сын занимается сразу в двух подготовительных группах, в которых практикуются два принципиально разных подхода. В одной дети максимально свободны и делают лишь то, что им интересно, в другой занятия проходят так же, как в обычной начальной школе, по строгому расписанию. И вот ведь что интересно - в первую группу сын рвется, а во вторую его приходится вести чуть ли не силой. Однажды ушел посреди занятия, чем вызвал недоумение и возмущение преподавателя: «Как это может быть, я делаю замечание, а он вот просто так встает и уходит?» Такому «педагогу» бесполезно говорить, что нельзя отчитывать ребенка и называть его плохим при всех лишь за то, что он не закрасил какую-то букву.

Глядя на это, я понимаю: те подходы в работе с детьми, которые распространены в рядовых школах, вряд ли устроят моего сына, а значит, у него наверняка будут проблемы. При этом той новой школы, в которой ему было бы хорошо и где бы он самостоятельно решал свои задачи, скорее всего, пока нет.

Конечно, дать ребенку больше самостоятельности, позволить ему заниматься тем, что интересно, как-то перестроить урок, придумать такие материалы, упражнения, деятельность, которыми не пришлось бы ребенка заставлять учиться, - чрезвычайно сложная задача для педагога. Ведь ему так трудно избавиться от роли всезнающего гуру. Но радует то, что такие учителя все-таки есть. Это именно те, кто начинает осваивать и применять новые технологии на уроках, причем не только информатики, но и химии, биологии, литературы и так далее.

Недавно я была на мероприятии в школе №143 Красноярска, на котором учителя рассказывали, как они используют компьютеры и прочую технику для работы в школе. И мне сразу захотелось побывать на их уроках и поучиться у таких преподавателей! За короткое время этого рассказа я узнала о некоторых вещах больше, чем, наверное, за год обучения в школе. Я своими глазами увидела, что сделали дети с помощью цифрового микроскопа и компьютера. Они работали и после уроков, в свое свободное время, с огромным интересом и главное с пользой.

Вместе с учителем ребята поставили потрясающий и, главное, очень простой эксперимент. Они взяли немного воды из ближайшего пруда, изучили ее под микроскопом и, обнаружив там массу живности, решили проверить, как влияют на нее различные дезинфицирующие средства, в том числе бытовые - мыло, марганцовка, спирт, хлорка и масса других веществ. Наблюдая, что происходит, ученики описывали все это и делали выводы. Причем даже пытались составлять уравнения химических реакций! Таким образом они изучали и биологию, и химию, и даже экономику - ведь никогда не знаешь, правдива реклама или нет... При этом дети пользовались самыми разными техническими средствами - компьютером, фотоаппаратом, микроскопом, что-то снимали на видео.

Получилось, что они и не учились вроде, а рассматривали то, что им интересно, но при этом столько выучили, узнали, попробовали!

Вот тогда я поняла, что на подобных занятиях моему сыну пригодится то, что он сейчас умеет делать на компьютере. Он уже знает, как им пользоваться, но только учитель сможет подсказать ему, с какой информацией и как именно надо работать.

...Когда я думаю, в какую школу поведу сына учиться, ловлю себя на мысли, что меня, как родителя, интересует, по сути, только один вопрос: что будет происходить с ним во время моего отсутствия? Очень не хотелось бы, чтобы он сталкивался с тем негативом, о котором я помню до сих пор.

Например, я бы хотела, чтобы в школьной столовой была свежая и полезная еда, причем и после уроков тоже. Чтобы все дети (и, кстати, учителя) могли нормально поесть, если им нужно остаться на консультацию или поработать в библиотеке.

Я бы хотела быть уверенной, что мой сын сможет прийти в библиотеку или в медиатеку после занятий, и ему найдется там место, а рядом будет взрослый, который поможет, если понадобится.

Я бы хотела, чтобы у моего сына была возможность не ходить на уроки к тем учителям, которые плохо обращаются с детьми, а изучать такие предметы самостоятельно.

И еще одно, может, самое большое желание: я бы хотела, чтобы, наконец, исчез ненавистный классный журнал, где выставлены напоказ все оценки и, по сути, развешаны ярлыки. Пусть лучше это будет личная страничка моего сына на школьном сайте, на которую могут зайти только он, я и учитель.

Вот в такую школу я, без сомнений, поведу ребенка.

Наталья ФИЛАТОВА, заместитель руководителя РКЦ Красноярского края