то шестое по счету за период реализации проекта и очень значимое мероприятие стало неотъемлемой частью программы мониторинга ПНПО «Образование». До этого уже были проведены несколько семинаров: установочный и обучающие по организации государственных закупок и по работе с автоматизированной системой мониторинга программ, по обсуждению хода реализации ПНПО и обмену опытом внедрения инновационных образовательных программ участников проекта (центральные проектные идеи, стратегические задачи, проектные технологии и практические результаты), а также совещание в Рособразовании по обсуждению хода реализации проекта.

Как известно, реализация нацпроекта в сфере профессионального образования будет идти поэтапно. 1-й раунд начался 25 мая 2007 года и продлится до 25 декабря 2007 года. А оператор проекта - Национальный фонд подготовки кадров. Участвуют в проекте самые разнообразные учреждения профессионального образования, и это делает его чрезвычайно интересным.

На совещании были рассмотрены и обсуждены некоторые итоги работы и промежуточные отчеты учреждений профессионального образования, ход реализации ПНПО, состоялся обмен опытом по внедрению инновационных образовательных программ участников проекта в области обеспечения соответствия качества профессионального образования требованиям развивающейся экономики.

Результатами реализации нацпроекта в сфере профессионального образования должны стать прежде всего разработка и освоение инновационных образовательных ресурсов и технологий обучения (250 новых учебных планов, 1000 учебных программ, включая модульные учебные программы, программы краткосрочной подготовки, программы производственной практики). Сегодня уже в двадцати образовательных учреждениях ПО создаются специализированные структурные подразделения, обеспечивающие методическое сопровождение инновационной деятельности, внедрение инновационных технологий и мониторинг результатов в форме тренинговых центров; центры научно-методической работы и инноваций, лаборатории инновационных технологий, центры технической поддержки учебного процесса и так далее.

Участники семинаров говорили о новых профессиях и специализациях, внедряемых в рамках проекта; о разработке новых образовательных программ с участием работодателей; квалификационных характеристик, профессиональных компетенций, проектов профессиональных или корпоративных стандартов; проектов образовательных стандартов нового поколения.

Большое внимание в проекте уделено взаимодействию с работодателями. Запланировано существенное расширение взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями, которое выразится в работе над 25 проектами федеральных государственных образовательных стандартов по новым специальностям, 33 проектами профессиональных (корпоративных) стандартов, в заключении 400 договоров с социальными партнерами о целевой контрактной подготовке специалистов и о проведении оплачиваемой производственной практики, в создании 23 региональных и отраслевых ресурсных центров, многопрофильных ресурсных информационно-образовательных центров.

Особое внимание будет уделено совершенствованию организации практического обучения, методов формирования профессиональных квалификаций выпускников системы НПО-СПО. 20 образовательных учреждений ведут работу по обеспечению деятельности учебно-производственных комплексов, площадок, участков, лабораторий, производственных и учебных полигонов, создаваемых на базе предприятий и оснащенных современным оборудованием, материалами, готовыми изделиями и т.д.

Создание центров и служб сертификации профессиональных квалификаций выпускников с участием работодателей региона, инновационных учебных центров по подготовке и аттестации, переподготовке и сертификации специалистов, реализуемое в 5 образовательных профучреждениях, обеспечивает открытость процедуры оценки качества образования и повышение конкурентоспособности выпускников на рынках труда, задает еще одну модель, завершающую формирование механизма взаимодействия ОУ с работодателями по поводу подготовки выпускника учреждений НПО и СПО в соответствии с требованиями современного производства - начиная от определения квалификационных требований - через формирование и экспертизу программ подготовки - формирование ресурсного обеспечения процесса подготовки - к оценке результатов.

Кураторы нацпроекта «Образование» от НФПК и Рособразования проконсультировали собравшихся по проблемам организации закупок, составлении и заключении контрактов и расходования средств.

Три участника семинара от Москвы - колледж предпринимательства №11, колледж автоматизации и радиоэлектроники №27 и политехнический колледж №39 - рассказали о развитии столичной системы профессионального образования, новой городской целевой программе «Рабочие кадры 2008-2010 года». Москва лидирует в очень важном направлении модернизации профессионального образования. Сегодня конкурентоспособным может стать выпускник системы профобразования, обладающий разноуровневой профессиональной подготовкой, одновременно имеющий рабочую профессию и подготовку на уровне руководителя среднего звена. Интеграция уровней начального и среднего профессионального образования и формирование интегрированных образовательных центров, позволяющих объединить образовательные ресурсы профессионального образования и активно обсуждавшиеся в преддверии ПНПО, находят дальнейшую практическую разработку в проектах не менее 10% образовательных учреждений профобразования, участвующих в реализации нацпроекта «Образование».

Работа семинара завершилась презентацией Московского городского ресурсного центра. В настоящее время одним из направлений инновационной деятельности становится кардинальное обновление технологии обучения, в том числе на основе применения современных информационных технологий, как модернизация всей информационной среды ОУ, так и внедрение в учебный процесс коммуникационных технологий на всех уровнях образования, включая широкое использование дистанционных технологий, технологии сетевого, дистанционного и мультимедийного обучения, режим видеоконференций или интернет-трансляций, интерактивные системы сетевого тестирования, приобретение мультимедийных и интерактивных учебных комплексов, формирование 8 центров дистанционного обучения; информационных технологий; интеллектуально-информационной поддержки учебного процесса; экспериментальных площадок по применению дистанционных и телекоммуникационных технологий и так далее. В этом смысле участники семинара говорили о нашем ресурсном центре как модельном для всех регионов страны. Они с большим вниманием рассматривали оборудование, установленное в центре и использующее для обучения информационные технологии.

Отличительными чертами таких ресурсных центров, как московский, становятся концентрация образовательных ресурсов профессионального образования для их коллективного использования в региональной сети учреждений НПО и СПО; маркетинговая деятельность, многоканальный механизм финансирования образовательной деятельности; организация дополнительного и непрерывного профессионального образования (life-long learning); введение дополнительных специализаций по требованию работодателей; возможность использования промышленного оборудования предприятия в образовательном процессе; использование проблемно- и практико-ориентированных методов обучения, организация на своей базе сертификации квалификаций с участием работодателей. Многие из этих задач мы уже выполнили и будет продолжать работу в этом направлении.

Информация к сведению

В московских октябрьских семинарах-совещаниях приняли участие представители 37 образовательных учреждений начального и среднего образования федерального подчинения, 33 образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении субъектов РФ, представители органов управления образованием 9 субъектов РФ, имеющих в своем ведении образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования - победителей конкурса, специалисты Национального фонда подготовки кадров (НФПК), руководители и специалисты Минобрнауки России и Рособразования: заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко; исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Соболева, начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации Наталья Гунявина; начальник отдела Управления учреждений образования и реализации ПНПО Рособразования Анатолий Елистратов, заместитель руководителя Департамента образования Василий Лисов.

В нацпроекте «Образование» по направлению «Профессиональное образование» участвуют 76 учреждений, из них 45 учреждений СПО, 31 учрждение НПО. В проекте представлены 40 регионов России из 7 федеральных округов. 38 учреждений из 76 находятся в региональном ведении, 37 - в ведении Рособразования, одно - в ведении Росздравсоцразвития.

По профилям подготовки учреждения представлены так:

25% ведут подготовку специалистов по профессиям металлообработки, машиностроения, авиастроения, судостроения;

18% готовят специалистов для строительства, транспорта, сервиса;

14% - для сельского хозяйства, пищевой промышленности;

14% специализируются на обучении профессионалов в области автоматики, приборостроения, электронной промышленности;

8% работают на горнодобывающую промышленность, металлургию;

5% - на нефтепереработку, нефтехимию;

3% - на энергетику;

3% - на иные отрасли (химическая промышленность, медицина, педагогика).

Объем средств государственной поддержки из федерального бюджета - 1 млрд. 800 млн. рублей.

Объем средств софинансирования со стороны работодателей, субъектов Российской Федерации и из собственных внебюджетных средств учреждений - 1 млрд. 978 млн. рублей.

Таким образом, общая стоимость проекта составляет 3 млрд. 778 млн. рублей.

Новые специализации, вводимые в рамках проекта по заказу работодателей:

механотроника;

телемеханизация объектов магистральных нефтепроводов;

системы автоматизированного проектирования особо сложных оптико-электронных приборов;

разработка, отладка и тестирование программных продуктов для станков и манипуляторов с ЧПУ;

проектирование и строительство малоэтажных зданий;

реконструкция и техническая реставрация зданий;

монолитное домостроение;

благоустройство городских и пригородных территорий и др.

В ходе выполнения нацпроекта с участием работодателей будет разработаны квалификационные характеристики, профессиональные компетенции и проекты профессиональных корпоративных стандартов

для специальностей среднего профессионального образования:

«электрические станции, сети и системы»;

«химическая технология неорганических веществ»;

«строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

«водоснабжение и водоотведение»;

«монтаж и эксплуатация систем газоснабжения» и др.;

для профессий начального профессионального образования:

монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики;

оператор станков с программным управлением;

оператор прокатного производства;

наладчик кузнечно-прессового оборудования;

наладчик станков в механообработке;

токарь-универсал;

электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;

монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования;

ремонтник горного оборудования;

интегрированная профессия станочник (металлообработка), станочник широкого профиля;

интегрированная профессия сварщик (электросварочные и газосварочные работы).