Одна из методик, которая должна быть освоена в методической работе Детского сада и Школы будущего, - методика ресурсного круга. Она обычно используется в процессе организации работы с детьми, родителями воспитанников и учеников в программе «Социокультурные истоки».

Эта методика предполагает проведение работы в несколько этапов.

Первый - подготовительный - длится пять минут, в это время учитель заинтересовывает родителей и детей, раскрывая суть задания и рассказывая о предстоящей работе.

Второй - основной этап - состоит из:

- диалога, когда дети 2-3 минуты советуются с родителями;

- делегирования, в процессе которого дети и взрослые за минуту формулируют совместное решение и определяют того, кто выскажет его учителю;

- высказываний «делегатов» в ресурсном круге по поводу совместно принятого решения и учителя, формулирующего свою позицию, в течение 5 минут.

Третий этап - рефлексия, в процессе которой учитель, его ученики и их родители анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом в ходе обсуждения оценок внутреннего - детского и внешнего - взрослого круга, в течение 3-4 минут подводят итоги проделанной работы.

Такой тренинг проводится с родителями детей дошкольного возраста в условиях детского сада, но точно так же он может быть использован в процессе организации сотрудничества воспитателей Детского сада и Школы будущего. Для этого нужно просто научиться переносить конструктивный опыт работы в другие ситуации, в частности, в ситуации организации методической работы с коллективом.

Большое значение в Детском саду и Школе будущего, видимо, будет отведено организации совместных педагогических мастерских. Это связано с тем, что педагогическая мастерская реализует на практике личностно-ориентированный подход к повышению педагогической компетентности и самообразованию педагогов, созданию условий для расширения круга их интересов и профессионального роста. При этом важно, что она способствует не только усвоению чужого педагогического опыта, хотя бы и передового, но и моделированию собственного опыта сначала в лабораторных условиях, затем в условиях работы с мастером в педагогической мастерской и взаимодействия с другими учениками-коллегами, а затем и в естественных условиях. Как это происходит?

Первый вариант связан с организацией работы с молодыми специалистами образовательного учреждения. В школе он используется, к сожалению, в очень свернутой форме, поэтому приходится пользоваться опытом детских садов. В детских садах сначала организуют изучение профессиональных запросов и интересов членов педагогического коллектива и в соответствии с ними знакомство с методической системой мастера, одного из передовых педагогов образовательного учреждении, который уже апробировал свои методические разработки на практике.

На следующем этапе работы мастер проводит коллективные просмотры эффективных форм и методов работы с детьми и их родителями, параллельно комментируя их, где это возможно, анализирует свое поведение и поведение детей, указывает на изменения в использовании отдельных методов и приемов работы с воспитанниками с учетом коммуникативной ситуации, поясняет необходимость использования разных тактик взаимодействия с ними.

На третьем этапе ученики мастера объединяются в пары и проводят обсуждение стратегии и тактики работы мастера, особенностей его авторской методики или программы, использования им методических приемов и демонстрационных материалов и так далее, знакомятся с его программно-методическими разработками, календарно-тематическим планированием и содержанием конспектов занятий с детьми разных возрастных групп, комплектом диагностических материалов и методических пособий, осуществляют под руководством мастера перенос этого опыта на опыт своей работы с детьми, проводят взаимопосещения таких мероприятий. При этом ученики мастера могут вести рабочий дневник или дневник самонаблюдений, что позволяет показать изменения, которые произошли в воспитательно-образовательном процессе благодаря переносу опыта мастера в другие условия, в условия работы других педагогов.

На следующем этапе работы проводится проблемный семинар или дискуссия для обсуждения опыта мастера и его использования в других условиях, выявления проблем, связанных с планированием, организацией и контролем воспитательно-образовательного процесса.

На заключительном этапе проходит защита творческих проектов, разработанных учениками мастера. Это может быть проведено в форме конкурса профессионального мастерства в виде научно-практической конференции или педагогического фестиваля. При этом если в первых двух случаях обязательна презентация достижений учеников в виде организации коллективного просмотра, проведения открытых занятий и самоанализа, рефлексии собственной деятельности, то в последнем случае нужно организовать широкий общественный просмотр педагогических достижений всего коллектива, который сопровождается показом наиболее эффективных форм и методов средств воспитания и обучения на фоне разнообразного художественного оформления. В таком виде педагогическая мастерская проходит апробацию в Центре развития ребенка - детском саду №2574 САО, который стал экспериментальной площадкой МГПИ по апробации новых методов и форм методической работы в Детском саду Будущего.

Второй вариант педагогической мастерской относится к формам инициативной работы в педагогическом коллективе и одновременно - к формам продуктивного обучения. Это означает, что при организации педагогических мастерских реальный интерес педагогов становится отправной точкой для методической работы, что все педагоги участвуют в обсуждении общей программы действий и оценке ее результатов как равноправные партнеры. Такой вариант используется как альтернативная форма методической и научно-методической работы в современных школах. Он предполагает, что все члены педагогического коллектива участвуют в проектной деятельности, в работе педагогических мастерских. Однако при этом нет руководителя - каждый участник, который заявил ту или иную тему проекта, предлагает вопросы для коллективного обсуждения, и, если они принимаются для обсуждения, он становится временным руководителем мастерской. Нет также планов и методических рекомендаций к работе - все обсуждение и выработка ответов на поставленные вопросы будут проходить с нуля.

При этом организаторы мастерских придерживаются следующего алгоритма действий:

- подготовительный период, в процессе которого проходит анкетирование или устный опрос будущих участников педагогической мастерской;

- знакомство участников друг с другом чаще всего в виде деловой игры, если это требуется;

- анализ педагогами из собственного опыта в форме парной работы, в процессе которой нужно найти общее и особенное в опыте работы друг друга;

- выдвижение проблемных вопросов, формулирование проблемы и работа в командах по ее обсуждению, подготовка коллективных презентаций; при этом все участники мастерской, члены команд вместе ищут ответы и осуществляют их презентацию в виде плакатов, коллажей, дайджест-журналов и так далее;

- анализ успешности работы команды (можно в виде ролевой игры) и того, насколько им удалось решить поставленные вопросы.

Педагогические мастерские могут быть проведены и в дистанционной форме, например, так были проведены дистанционные мастер-классы «Приобщение детей к традиционно-народной культуре средствами музейной педагогики» в детском саду №2374 «Родничок» и «Святые наши имена» в детском саду №2365 в рамках международной научно-практической конференции «Проблемы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры», которая проводилась в мае 2007 года и организаторами которой стали Департамент образования и Московский гуманитарный педагогический институт.

Для Детского сада и Школы будущего дистанционная форма проведения педагогических мастерских - хорошая альтернатива традиционным формам работы с педагогическим коллективом и возможность для обмена и распространения опыта, для включения в международное образовательное пространство и получения грантов в сфере инновационных образовательных технологий. Кроме того, это приучает педагогов к практике осуществления коллективных творческих дел и пониманию того, что социум и международное сообщество положительно оценивает их опыт по созданию Детского сада и Школы будущего. Например, в рамках проекта «Детский сад и Школа будущего: основы сотрудничества», который разрабатывается в МГПИ, одним из таких коллективных творческих дел стала разработка программы социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в группах кратковременного пребывания в Детском саду и классах полного дня в Школе будущего.

Достоинства такой практики:

- осознание целей воспитания как единых для всего коллектива, требующих объединения усилий всех его членов и сотрудничества с родителями воспитанников и учеников;

- организация заинтересованного делового общения коллег, которое становится важной предпосылкой для личного, игрового и духовного общения;

- разделение труда в процессе выполнения коллективного дела, делегирование полномочий и осуществление самоконтроля процесса и результатов индивидуальной и коллективной деятельности педагогов детского сада и школы.

Конечно, все перечисленные формы методической работы с педагогическими коллективами Детских садов и Школ будущего не исчерпывают всего их многообразия. Однако на практике получается так, что в детском саду в основном используются свои формы, в школе - свои. Так о каком же сотрудничестве может идти речь? Нужно уметь делиться опытом своих побед и поражений, используя его как в качестве кирпичиков в общем деле воспитания личности, которая осознает свои возможности и умеет их реализовать, умеет делать выбор и отвечать за него.

Мы хотим такими видеть своих воспитанников и учеников.

Для этого мы сами должны научиться быть такими.