- Ольга Николаевна, один из самых важных вопросов: как соотносятся планы подготовки рабочих кадров с прогнозом социально-экономического развития Москвы, развитием и потребностями отраслей?

- К сожалению, в Москве пока еще нет единой системы подготовки квалифицированных кадров, основанной на межведомственной координации. В столице много самых разных целевых программ, но во многих нет даже раздела, посвященного кадровому обеспечению той или иной отрасли. Мы формируем прием в колледжи на основе заявок, которые поступают от предприятий, так как нет среднесрочного и долгосрочного комплексного прогноза потребностей экономики Москвы в квалифицированных кадрах, который был бы основан на анализе факторов социально-экономической политики, демографической ситуации, трудовой миграции. Между тем такой прогноз помог бы нам понять, какие кадровые потребности имеют стратегический характер, определяют перспективное развитие города, на подготовку по каким специальностям и профессиям нужно прежде всего тратить бюджетные средства. Сейчас просто поступает заявка, ее рассматривают отраслевые государственные общественные советы, затем городской совет, эта цифра утверждается для приема на первый курс колледжей. А вот прогноза, который бы позволил нам определить приоритеты в удовлетворении заявок, в городе пока не делают.

- Кто, на ваш взгляд, должен давать такой прогноз?

- Думаю, что такой прогноз должен давать тот, кто разрабатывает план социально-экономического развития города - Департамент экономической политики.

- Прогноза нет, но есть ли престижность рабочей профессии для нынешних молодых москвичей, иными словами, идут ли они учиться в колледжи?

- К сожалению, год от года снижается количество ребят, которые поступают на обучение по программам начального профессионального образования, они не хотят быть штукатурами, каменщиками, но повышается количество ребят, которые хотят получить среднее профессиональное образование. Можно по-разному относиться к этому, но ведь работодатели постоянно говорят о том, что выпускники колледжей должны иметь более высокий уровень подготовки.

- А если бы завтра все вдруг захотели быть рабочими, колледжи смогли бы принять всех желающих?

- Это вопрос очень сложный, так как сегодня колледжам уже не хватает 10% площадей даже для тех ребят, которые там учатся. А ведь у нас есть еще 6,5 миллиона взрослых москвичей, которые могли бы на базе ресурсных центров получать повышенную квалификацию. Но площадей для этой всей работы пока нет. Поэтому мы и считаем важным построить учебные корпуса и производственные корпуса для 8 колледжей. Сейчас разрабатывается инвестиционный проект строительства нового колледжа в Южном Бутове, который будет осуществлен к 2011-2012 годам. Это будет центр на 2 тысячи мест. Мы сегодня очень хорошо понимаем, что современный колледж - это еще и гостиница, и спортивная база, и другое оборудование. Не распыляя средства, мы сможем в таких колледжах готовить высококвалифицированных рабочих для города, в таких колледжах юные москвичи, конечно, будут учиться с удовольствием. К тому же оснащение колледжей современным оборудованием позволило бы наладить выпуск товарной продукции и оказание услуг населению в процессе производственной практики. Когда мы создадим ресурсные центры (такие центры уже создаются, там устанавливается самое современное обучающее электронное оборудование, позволяющее сначала на макетах отработать профессиональные навыки, а потом развивать и закреплять их в реальном производстве, а в программе «Рабочие кадры» запланировано оснащение 33 ресурсных центров) и укрепим нашу материальную базу, можно будет развивать обучение, переподготовку и повышение квалификации взрослого населения по заявкам и за счет тех предприятий, которые не имеют необходимой учебной базы и кадрового обеспечения.

- Сакраментальный вопрос: откуда возьмутся необходимые средства? Понятно, что расчет в основном на городской бюджет, но можно ли получить финансирование еще и от работодателей, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров?

- Для нас решение вопроса во внесении изменений в законодательство в части соучредительства. Иначе ничего не получится. У нас уже сегодня есть примеры, когда, скажем, работодатели покупают новое оборудование, но ведь сразу возникают вопросы: «Как его правильно передавать колледжу?», «Кому оно принадлежит?» и так далее. Мы считаем, что в отличие от школ, где, понятно почему, соучредительство нежелательно, для учреждений профессионального образования соучредительство предприятий - реальный шаг для того, чтобы привлечь и инвестиционные средства, и средства работодателей. Ведь мы еще планируем развивать сеть ресурсных центров на базе крупных предприятий за счет финансирования их работы либо самими предприятиями, либо отраслевыми департаментами. То есть сначала учащиеся получат базовое образование в колледжах, а потом - конкретную специализацию с учетом профиля и специфики предприятия в таких ресурсных центрах. Мы думаем, что именно соучредительство даст возможность крупным предприятиям и организациям различных форм собственности вместе с государством напрямую инвестировать свои средства в развитие колледжей и контролировать их использование. Для этого нам нужна прежде всего соответствующая законодательная норма, которая помогла бы решить сложную проблему имущественных отношений.

- Уже известно, что в условиях нормативного подушевого финансирования директора школ будут «придерживать» ребят после девятого класса, ориентируя их на окончание 11-го класса. Какой тут возможен выход, чтобы все же выпускники девятого класса поступали в профессиональные колледжи?

- Мы работаем в одной системе (и школы, и колледжи), поэтому, конечно, мы должны повышать престиж профессионального образования. Если ребенок и семья примут решение, что та или иная профессия нужна и престижна, то никакое нормативное финансирование в школе никого не удержит. Но еще несколько лет мы будем находиться в демографической яме, количество учеников будет уменьшаться, а количество мест в вузах уже сегодня в два раза превышает количество выпускников школ. Мы говорим, что нужно привлекать к обучению в московских колледжах ребят из других близлежащих регионов, возможно, даже из других стран. Но все же, думаю, вся система образования Москвы должна понимать: чтобы город жил, решал социальные и экономические проблемы, ему нужны рабочие кадры. Поэтому нам в школах нужно заниматься трудовым воспитанием, профессиональной ориентацией.

- Одна из серьезнейших проблем - привлечение в колледжи высококлассных мастеров и педагогов. Многое тут, конечно, решает зарплата, предусматривается ли ее повышение в системе профобразования?

- С 1 января 2008 года средняя зарплата мастера составит 25 тысяч рублей, то есть увеличится почти в два раза. Кроме того, в программе «Рабочие кадры» предусмотрено выделение средств на дальнейшее повышение зарплаты.

- В своем докладе на заседании Правительства Москвы вы говорили о планах создания инженерно-педагогического вуза для подготовки мастеров и педагогов для системы профессионального образования. Как вы планируете создавать такой вуз и обучать в нем?

- Думаю, мы можем создать такой вуз как подразделение одного из городских педагогических университетов. Мы и сегодня учим в городских педвузах учителей целевым образом на условиях контракта, то же самое мы предполагаем сделать и при подготовке педагогических кадров для колледжей. Без этого при отсутствии распределения в вузах и колледжах кадровую проблему в системе профессионального образования нам не решить.