Серьезная игра

- Итак, кто из вас будет работником, а кто работодателем? - обращается к ученикам директор школы №1816 Западного административного округа Татьяна Алексеевна Астраханцева.

Изюминкой этого урока обществознания стала деловая игра «Устройство на работу». Кто-то изображает менеджера кадрового агентства, кто-то помощника руководителя по персоналу магазина канцтоваров. Потенциальные «работники» должны правильно рассказать о себе, а «работодатели» - объяснить права и обязанности несовершеннолетнего труженика.

Присутствующая на уроке первый заместитель председателя Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова подводит итог увиденному, объясняет ребятам, что они упустили: «Помимо трудового договора работодатель обязан ознакомить работника с правилами внутреннего распорядка и должностными обязанностями. Очень часто, особенно в коммерческих организациях, этого не делается, а вы при устройстве на работу должны совершенно точно знать, что именно от вас будут требовать, в каких условиях и в каком коллективе вы будете работать».

Кроме того, на уроке ребята познакомились с декларацией прав ребенка, изучили основные документы, регламентирующие трудовые отношения. С интересом был встречен рассказ председателя территориальной профсоюзной организации профсоюза работников народного образования и науки Надежды Брагинской и председателя профсоюзной организации школы Лидии Щербаковой о деятельности Московской городской, окружной и первичной организаций профсоюза работников народного образования и науки.

В конце урока каждый ученик сам поставил себе оценку.

- У меня такая система, - объясняет Татьяна Алексеевна, - каждый оценивает себя сам. Если надо, ученик объясняет, почему он себя именно так оценил, а я уже могу скорректировать его оценку в сторону как снижения, так и повышения.

Не менее живо и интересно проходил профсоюзный урок для учащихся 8-го класса в школе №1076 Восточного округа. Вначале детей немного смущало присутствие большого количества взрослых, среди которых были директор школы Светлана Фомичева, председатель профсоюзной организации школы Раиса Огурцова, куратор от окружного совета профсоюза Дарья Грознова, а также представители горкома профсоюза работников народного образования и науки.

Вместе с российскими ребятами в классе обучаются подростки из Вьетнама и Афганистана, поэтому обсуждение имело интернациональный характер, ведь зарубежным сверстникам московских учеников попутно пришлось вникать и в суть российского трудового законодательства.

Найдя всем классом ответ на вопрос: «Что превратило обезьяну в человека?», школьники приступили к рассмотрению более конкретных проблем. Учитель задавала вопросы - ребята отвечали на них, используя «подручную» литературу: учебник, выписки из Трудового кодекса, «шпаргалку» с информацией о профсоюзах. Было понятно, что ребята уже знакомились с этими текстами, так уверенно они находили в них нужные куски, осмысленно их использовали.

В освоении информации о правах несовершеннолетних детям помогали... куклы: работодатель, девочка и мальчик - потенциальные наемные работники. Кукол они мастерили в канун урока вместе с Тамарой Васильевной.

Разыграв для ребят кукольную сценку приема на работу, Тамара Васильевна предложила им самим без подготовки изобразить сцену найма. Вагам и Настя мастерски исполнили свои роли, уточнив для себя и класса основные моменты, определенные законами. Ведь для несовершеннолетних существует запрет на испытательный срок, работу в ночное время, поднятие больших тяжестей, они имеют право на сокращенный рабочий день и многое другое.

Учитель рассказала о роли профсоюзных органов в контроле за трудовыми правами несовершеннолетних.

В октябре такие уроки для учеников девятых, десятых и одиннадцатых классов прошли практически во всех столичных школах.

Тема «Труд: право и обязанность» не случайно была выбрана для профсоюзных уроков в этом году. По словам председателя Московской городской организации профсоюза Сергея Кузина, многие старшеклассники этим летом устраивались на сезонные работы, и в большинстве случаев их трудовые права были нарушены.

- Практически никто из работодателей не заключает с ребятами трудовых договоров, - говорит Сергей Павлович, - никто не заводит трудовые книжки на ребят. И как результат, сумма, обещанная на словах, - это 10, 12, 15 тысяч рублей в месяц, существенно отличалась от реальной, которая составляла три-четыре тысячи.

Незнание школьниками своих трудовых прав и побудило профсоюз организовать подобные уроки.

- Это ведь не просто теория, - считает Сергей Павлович, - это жизненно необходимая информация. Я видел заинтересованные ребячьи глаза. Ребята записывали, чтобы знать, как вести себя в будущем.

История помогает понять современность

Открытый урок для учащихся 10-х классов в физико-математическом лицее №1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана (Южный округ) проводила учитель истории и обществознания Елена Иванова. Тема урока - «Профсоюзное движение». На стенах кабинета, в котором проходил профсоюзный урок, вывешены карты звездного неба.

В тон оформлению урок тоже оказался звездным. В лицее учатся, начиная с 8-10 класса, «звездные» ученики - умные дети, которые, кстати, не получали домашнего задания по теме урока и отвечали соответственно на вопросы педагога без подготовки.

Приятно удивляло то, как быстро и точно ребята находили ответы на новые для себя вопросы: «Что такое профсоюз?», «Кто может быть членом профсоюза?», «Чьи интересы защищает профсоюз?» и многие другие.

После беседы Елена Ивановна кратко и четко обрисовала историю профсоюзного движения за рубежом и в России, назвала основные направления деятельности современных российских профсоюзов.

Интересными для ребят оказались и «мозговые штурмы» на темы «За кем будущее: партиями, профсоюзами, другими общественными движениями?», «Противостоит ли лозунг сильного государства профсоюзному движению?», «Что может привлечь в профсоюз?».

Практически все ребята приняли активное участие в уроке. Лучшим из них учитель выставила пятерки.

На уроке в лицее присутствовали председатель профсоюзной организации Наталья Валентиновна Вязовец и представители горкома профсоюза работников народного образования и науки. Директор лицея профессор, доктор технических наук Сергей Граськин высоко оценил идею проведения профсоюзных уроков.

Казалось бы, далекая от интересов современных школьников тема истории профсоюзного движения в России и за рубежом в действительности оказалась очень и очень актуальной.

- Далеко не все знают, чем был для России 1905 год, - рассказывает Сергей Кузин, - почему это вдруг образовалась первая русская революция против того самого, как теперь это называют, «благословенного правления святого Николая Второго». Тогда люди требовали в общем-то простых вещей: восьмичасового рабочего дня, улучшения условий труда, отпусков. Ничего этого, оказывается, в России не было. Сейчас нашим детям и внукам пытаются вбить в голову, что тогда было благословенное время и тогда жить было так хорошо, что лучше просто некуда. И вот получается очень интересно, когда, разговаривая с ребятами, проводишь параллели между тем временем и этим. О том, что тогда были буржуи, которые нанимали работников, школьники знают. А вот о том, что и сейчас есть капиталисты - те самые, которые принимали на работу и обманывали их этим летом, украли у кого пару месяцев, а у кого и полгода трудового стажа, - ребятам никто не говорит, кроме нас. Мы живем в обществе, далеком от социальной справедливости, за неё им придётся бороться по выходе из школы, а для помощи в этой борьбе и существуют профсоюзы - это, конечно, стало для ребят открытием.

Профсоюз совсем близко

Но все же пока для школьников профсоюз - это организация сторонняя, хотя уже в очень скором времени большинство нынешних московских старшеклассников смогут стать членами профсоюза.

- Скоро вы окончите 11-й класс, - объясняет ребятам Марина Алексеевна Иванова, - и, вероятней всего, вы будете студентами. В каждом из наших вузов есть профсоюзные студенческие организации, они решают вопросы, связанные с обучением, социальной поддержкой, решают вопрос со стипендиями, отдыхом, оздоровлением и многим другим. Поэтому вы уже на следующий год непосредственно столкнетесь с вопросом, вступать вам в профсоюз или не вступать. Если вы хотите строить демократическое общество, в котором гражданин будет главной ценностью, я думаю, вы поступите правильно, если вступите к нам в профсоюз, где уже больше 200 тыс. студентов. Мы вас с радостью примем и будем решать наши насущные проблемы.

Но можно ли вступить в профсоюз прямо сейчас? Такой вопрос нередко возникал у детей по итогам профсоюзного урока. Хотя в российском законодательстве и говорится, что членом профсоюза можно стать уже с 14 лет, считается, что школьники еще не имеют общих профессиональных интересов. Впрочем, некоторые подростки становятся членами профсоюза еще в учреждениях среднего образования, но не в школах, а в профессиональных училищах и колледжах.

- Первичные организации нашего профсоюза давно уже существуют в педагогических колледжах, - рассказывает Сергей Павлович Кузин, - где ребята уже получают определенную специальность, и уже можно говорить о профессиональных интересах. Кроме того, на учащихся средних специальных учебных заведений выделяются большие деньги, больше, чем на просто школьников. Кто-то должен вместе с администрацией контролировать приход и расход этих денег, определять направления расходования этих средств. Я думаю, профсоюзная организация студентов и учащихся колледжей не хуже директора знает нужды ребят и как правильно расставить приоритеты.

Ирина ГУРКИНА, Сергей КОЗЛОВСКИЙ